Между произведением и импровизацией: о форме существования музыки на пересечении культурных традиций

Anna S. Meshkova

Аннотация


В центре внимания статьи – форма существования музыки, бытующая в музыкальной практике с эпохи
Средневековья и до настоящего момента. Она не имеет собственного термина и, как правило, типологически её
относят к «импровизации». По мнению автора статьи, эта форма существования музыки имеет самостоятельное
значение и занимает промежуточное положение между «произведением» и «импровизацией». Непременным
её условием оказывается наличие «базового нотного текста», являющегося основой для импровизации. В его
функции может выступать и одноголосный cantus firmus (как в практике «пения над книгой»), и многоголосное
авторское сочинение (как в практике интабуляций). К конкретным проявлениям этой формы относятся
некоторые жанры Средневековья – например, контрапунктирование на cantus firmus, интаволяции и «пение
над книгой» эпохи Возрождения, импровизирование в заданном жанре (фуги, ричеркара и др.), практика
игры по цифрованному басу и бестактовые прелюдии эпохи барокко, импровизируемая каденция в сольном
концерте классико-романтического периода.

Ключевые слова: музыкальное произведение, импровизация, promptum, культура музыкальной
деятельности, форма существования музыки, музыкальная онтология.


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 341 p.

Gordeeva E. V. The Practice of Ensemble Music-Making and the Baroque Clavier Musical Text. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. № 3 (24), pp. 72–79. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.072-079.

Katunyan M. I. Basso continuo – put' k novoy muzyke [Basso Continuo is the Path towards New Music]. Problemy teorii zapadnoevropeyskoy muzyki (XII–XVII vv.): sb. tr. GMPI im. Gnesinykh [Issues of the Theory of Western European Music (from the 12th to the 17th Centuries): Proceedings of the Gnesins’ State Musical Pedagogical Institute]. Issue 65. Moscow, 1983, pp. 96–113.

Lange V. K. Semantika urteksta i voprosy ispolneniya starinnoy klavirnoy muzyki [The Semantics of Urtext and Execution of Ancient Clavier Music]. Semantika starinnogo urteksta: sb. st. [Semantics of the Ancient Urtext: A Compilation of Articles]. Ed. by L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2002, pp. 3–16.

Martynov V. I. Zona opus posth, ili Rozhdenie novoy real'nosti [The Zone of Opus Posth, or, The Birth of a New Reality]. Moscow: Klassika-XXI, 2005. 288 p.

Nazaykinskiy E. V. Logika muzykal'noy kompozitsii [The Logic of Musical Composition]. Moscow: Muzyka, 1982. 319 p.

Pereverzeva M. V. K voprosu klassifikatsii muzykal'noy improvizatsii: sochinitel'skie igry i ispolnitel'skie sorevnovaniya [Concerning the Question of Classification of Musical Improvisation: Compositional Games and Performing Competitions]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2013. No. 4, pp. 145–152.

Saponov M. A. Iskusstvo improvizatsii [The Art of Improvisation]. Moscow: Muzyka, 1982. 78 p.

Khodorkovskaya E. S. Kontsept muzykal'nogo proizvedeniya v teorii i praktike «istoricheski informirovannogo ispolnitel'stva» [The Concept of a Musical Composition in the Theory and Practice of “Historically Informed Performance”]. Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Relevant Problems of Higher Musical Education]. 2015. No. 3 (37), pp. 53–58.

Cherednichenko T. V. Muzykal'nyy zapas. 70-e. Problemy. Portrety. Sluchai [Musical Supply. The 1970's. Issues. Portraits. Incidents]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2002. 592 p.

Eggebrecht Н. Н. Opusmusik. Schweizerische Musikzeitung. 1975. Nu. 1. S. 2–11.

Ferand E. Die Improvisation in der Musik. Eine Entwicklungsgeschichtliche und Psychologische Untersuchung. Zürich: Rhein-verlag, 1938. 464 S.

Goldoni D. Composizione e improvvisazione: dove sta la differenza? URL: http://www.fupress.net/index.php/ aisthesis/article/view/14099/13093 (06.12.2017).

Nettl В. Thoughts on Improvisation: a Comparative Approach. Тhe Musical Quarterly. 1974. Vol. 60, No. 1, pp. 1–19.

Riemann Musiklexikon. 2th Edition. Ed. by von W. Gurlitt und H. H. Eggebrecht. Mainz, 1959–1972. Bd. 3. 1967. S. 390–392. URL: http://web.archive.org/web/20120415154552/http://www.archive.org:80/stream/ RiemannMusiklexikon12teaB31967/RiemannMusiklexikon12t1aB31967_djvu.txt (20.11.2017).

Shaymukhametova L. N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3 (24), pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.

Shaymukhametova L. N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1 (26), pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.032-039

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.