Концепция «Сны о России» в интерпретации «Вариаций на тему Корелли» С. Рахманинова

Sergei Ya. Vartanov

Аннотация


Тема отношений с Родиной – доминанта мироощущения Рахманинова. Его последнее сочинение для фортепиано соло «Вариации на тему Корелли» ор. 42 (1931) создано в эмиграции после десятилетия творческого молчания. Навсегда отрезанный от России революцией композитор в «Вариациях…» повествует
о судьбе любимой родины в ХХ веке, о стихии «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Не изменяя своим прежним романтическим идеалам в сфере чувствования и лирической мелодики, Рахманинов тем не менее обнаруживает здесь неоспоримую приверженность искусству ХХ века. Сочинение отличает суровый аскетический колорит и особая весомость каждого звука при неоклассицистской фортепианной фактуре. Концепция «Сны о России» аргументируется автором с помощью метода концептуальной интеграции: она опирается на ассоциативное мышление, сценарный, режиссёрский подход пианиста к тексту. Базой концепции выступает богатство устойчивых семантических знаков текста, а также его интертекстуальные связи. Основой группировки цикла как драматического целого выступают различные трансформации основной темы – фолии. В поддержку концепции работает насыщенность сочинения образами смежных искусств, активное использование риторических приёмов.

Ключевые слова: фортепианная интерпретация, интеграция концепции, ассоциативный сюжет.


Полный текст:

PDF

Литература


Borodin B. B. Sny o Rossii [Dreams about Russia]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2003. No. 3, pp. 178–183.

Bunin I. A. Sobr. soch. V 9 t. T. 7 [Collected Works in 9 Volumes, Volume 7]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1966. 543 p.

Valgina N. S. Teoriya teksta: ucheb. posobie [The Theory of Text: A Textbook]. Moscow: Mir knigi, 1998. 210 p.

Vartanov S. Ya. Sign Semantics and the Integration of Conception in Interpretation on the Piano. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2015. No. 4, pp. 49–57.

Vartanov S. Ya. Conceptual Integration and the Idea of Pedalization. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 1 (8), pp. 231–238.

Vartanov S. Ya. The Concept as the Category of Interpretation of Piano Music. Problemy muzykal'noj nauki/ Music Scholarship. 2009. No. 1 (4), pp. 40–48.

Vartanov S. Ya. Kontseptsiya v fortepiannoy interpretatsii: pod znakom Franza Lista i Sergeya Rakhmaninova [The Concept in Piano Interpretation: under the Sign of Franz Liszt and Sergei Rachmaninoff]. Moscow: Kompositor, 2013. 584 p.

Vospominaniya o Rakhmaninove. V 2 t. T. 2 [Memoirs about Rachmaninoff in 2 Volumes, Volume 2]. Comp., ed., comment. and pref. Z. Apetyan. Moscow: Muzyka, 1974. 576 p.

Demchenko A. I. The Music of Sergei Rachmaninoff’s Late Period. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 2, pp. 134–140.

Rakhmaninov S. Vospominaniya, zapisannye Oskarom fon Rizemanom [Memoirs, Recorded by Oskar von Rizeman]. Moscow: Klassika-XXI, 2008. 248 p.

Rakhmaninov S. V. Literaturnoe nasledie. V 3 t. T. 1 [Literary Heritage in 3 Volumes, Volume 1]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1978. 648 p.

Rakhmaninov S. V. Literaturnoe nasledie. V 3 t. T. 3 [Literary Heritage in 3 Volumes, Volume 3]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 576 p.

Senkov S. E. S. V. Rakhmaninov: sbornik statey [Sergei Rachmaninoff: A Compilation of Articles]. Museum- Estate of Sergei Rachmaninoff “Ivanovka”. Tambov: R. V. Pershin Publishing House, 2013. 134 p.

S. S. Prokof’ev. Materialy, dokumenty, vospominaniya [Sergei Prokofiev. Materials, Documents, Memoirs]. Moscow: Muzgiz, 1961. 708 p.

Khannanov I. D. Musika Sergeya Rakhmaninova: sem’ muzykal’no-teoreticheskikh etyudov [The Music of Sergei Rachmaninoff: Seven Musical and Theoretical Studies]. Moscow: Kompozitor, 2011. 288 p.

Shnitke A. G. Stat’i o muzyke [Alfred Schnittke. Articles about Music]. Moscow: Kompozitor, 2004. 408 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.021-031

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.