К вопросу об авторстве Токкаты и фуги d moll (BWV 565)

Olga Yu. Kijowski

Аннотация


Дискуссия вокруг авторства Токкаты и фуги d moll (BWV 565) породила ряд гипотез о происхождении сочинения. Совершенно очевидно, что пока не будет найден автограф или хотя бы манускрипт из узкого окружения И. С. Баха, утверждать однозначно что-либо не представляется возможным.
Несмотря на то, что самый ранний манускрипт принадлежит перу Иоганна Ринка (ученика Иоганна Петера Кельнера), данный факт не может служить основанием для предположения, что Токката и фуга d moll является сочинением Кельнера.
Вполне вероятно, что манускрипт Ринка является более поздней (арнштадтской) редакцией композиции, созданной в Люнебурге. Возможно, что Токката и фуга d moll изначально была написана И. С. Бахом для клавесина, а позднее появился органный вариант этого сочинения. На это указывает звук Cis в большой октаве, использование которого в органном репертуаре конца XVII – начала XVIII века встречается исключительно редко.
Наличие звука Cis позволяет выдвинуть два диаметрально разных предположения. Первое: сочинение было написано после 1730-х годов и не могло принадлежать перу И. С. Баха. Второе основано на факте существования органа с объёмом мануалов C–e3 и объёмом педали C–e1, на котором вполне мог играть
И. С. Бах в юном возрасте. Это позволяет предположить, что Токката и фуга d moll (BWV 565) сочинена Бахом в возрасте до 15 лет, то есть до отъезда в Люнебург, либо в возрасте 17–18 лет по случаю конкурсного прослушивания на место органиста.

Ключевые слова: И. С. Бах, Токката и фуга d moll (BWV 565), Иоганн Ринк, Иоганн Петер Кельнер, Möllersche Handschrift, фантазийный стиль.


Полный текст:

PDF

Литература


Adlung J. Musica mechanica organoedi. Berlin, 1768. 284 S.

Billeter B. Bachs Klavier- und Orgelmusik. Amadeus Verlag, 2010. 805 S.

Busch H. J. Orgeln um Johann Sebastian Bach. Zur Interpretation der Orgelmusik Joh. Seb. Bachs. Merseburger,1995. S. 119–140.

Claus R. D. Zur Echtheit von Toccata und Fuge d-moll BWV 565. Verlag Dohr,1998. 144 S.

Stinson R. The Bach Manuscripts of Johann Peter Kellner and his Circle: A Case Study in Reception History. Durham and London: Duke University Press, 1989. 184 p.

Williams P. Johann Sebastian Bach Orgelwerke. Teil 1. Schott, 2000. 357 S.

Wolff Ch. Zum norddeutschen Kontext der Orgelmusik des jugendlichen Bach: Das Scheinproblem der Toccata d-moll BWV 565. Bach, Lübeck und die norddeutsche Musiktradition. Kassel, 2002. S. 221–251.

Zehnder J.-C. Die frühen Werke Johann Sebastian Bachs. Stil-Chronologie-Satztechnik. Schwabe Verlag Basel, 2009. 583 S.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.2.007-012

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.