Концерты для оркестра Р. К. Щедрина: к проблеме трактовки жанра

Evgeny N. Zavyalov

Аннотация


В статье рассматриваются особенности новаторского прочтения жанра концерта для оркестра
в творчестве Родиона Щедрина. Композитор создаёт свой вариант оркестрового концерта, преломлённый
в русле таких стилевых направлений, как неофольклоризм и постмодернизм. Доминирующими признаками
концертов Щедрина являются претворение русской тематики и программность, которые во многом
определяют драматургический профиль сочинений и принципы их композиционной организации. Жанровыми
источниками концертов композитора становятся барочный concerto grosso, романтическая симфоническая
поэма, симфонические картины русских композиторов. Образно-музыкальное развитие в концертах Щедрина
реализовано на основе одноэлементной и многоэлементной драматургии. В монодраматургических концертах
(«Звоны» и «Хороводы») свободно трактованный принцип монотематизма во взаимодействии с вариантно-
вариационным развитием приводит к возникновению производных контрастов, в частности, к жанровым
трансформациям тематизма. Концерты с многоэлементной драматургией («Озорные частушки», «Старинная
музыка российский провинциальных цирков», «Четыре русские песни») характеризуются опорой на quasi-
сюитный способ организации композиции, контрастами-сопоставлениями неконфликтного типа.

Ключевые слова: Родион Щедрин, концерт для оркестра, инструментальный концерт, неофольклоризм,
concerto grosso, монодраматургия, монотематизм.


Полный текст:

PDF

Литература


Zhossan N. Yu. Pretvorenie fol’klora v rakurse postmodernizma (na materiale otechestvennoy muzyki vtoroy poloviny XX veka) [Realization of Folklore in the Perspective of Postmodernism (on the Material of Russian Music of the Second Half of the 20th Century)]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2016. No. 2, pp. 25–34. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.025-034.

Korobova A. G. Sud’ba fenomena i ponyatiya “zhanr” v muzykal’noy kul’ture noveyshego vremeni [The Destiny of the Phenomenon and the Concept of “Genre” in the Musical Culture of the Contemporary Times]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2013. No. 1, pp. 233–237.

Rodion Shchedrin: materialy k tvorcheskoy biografii: sbornik retsenziy, issledovaniy i materialov [Rodion Shchedrin. Materials for a Creative Biography: Collection of Reviews, Studies and Materials]. Edited by E. S. Vlasova. Moscow: Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory, 2007. 488 p.

Sinel’nikova O. V. Montazh kak printsip muzykal’nogo myshleniya R. Shchedrina: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Mounting as a Principle of Rodion Shchedrin’s Musical Thinking: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2004. 33 p.

Sinel’nikova O. V. Rodion Shchedrin: konstanty i metamorfozy stilya [Rodion Shchedrin: Constants and Metamorphosis of Style]. Kemerovo: Kemerovo State University of Culture and Arts, 2013. 314 p.

Tarakanov M. E. Tvorchestvo Rodiona Shchedrina [The Works of Rodion Shchedrin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1980. 328 p.

Kholopova V. N. Put’ po tsentru. Kompozitor Rodion Shchedrin [The Path Along the Centre. Composer Rodion Shchedrin]. Moscow: Kompozitor, 2000. 310 p.

Shabunova I. M. Orkestrovaya stilistika epokhi barokko v muzyke XX veka (na primere zhanra concerto grosso) [The Orchestral Style of Baroque in the Music of the 20th Century: On the Example of the Concerto grosso]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2012. No. 1, pp. 226–230.

Auner J. H. Schoenberg’s Handel Concerto and the Ruins of Tradition. Journal of the American Musicological Society. 1996. Vol. 49. Issue 2, pp. 264–313.

Mauskapf M. Collective Virtuosity in Bartok’s Concerto for Orchestra. The Journal of Musicological Research. 2011. Vol. 30. No. 4, pp. 267–296.

Menke J. Sound, Process and “Skeleton” – On the First Movement of Handel’s Concerto Grosso op. 6 No. 1 in G major. Musik Und Asthetik. 2007. Vol. 11, pp. 54–68.

Stuhr-Rommereim J. An Interview with Rodion Shchedrin. Choral Journal. 1992. Vol. 32. No. 9, pp. 7–14.

Thomas H. First Performances: Liverpool, The Philharmonic Hall: Rodion Shchedrin’s Oboe Concerto. Tempo. 2011. Vol. 65, pp. 57–58.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.175-182

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.