Стилеобразующая роль фактуры в музыке Р. Шумана (на примере фортепианных произведений)

Tatiana G. Goncharenko

Аннотация


В статье исследуются особенности фактурной организации гармонии в произведениях Роберта Шумана. Процесс индивидуализации музыкально-выразительных средств, происходящий на протяжении XIX века, нашёл отражение в способах фактурных решений. Новизна стиля Шумана заключается не в изобретении новых гармоний, но во взаимодействии гармонического развития с особенностями фактуры и метроритма. Ярким показателем при этом становится полифонизация гомофонной фактуры за счёт метроритмического обособления голосов и мелодико-интонационных приёмов.
Одна из черт новаторства Шумана характеризуется включением в гармонию добавочного, или внедряющегося, тона, примыкающего снизу к аккордовому тону и являющегося дискордансным в терцовой структуре аккорда. Для Шумана типичен также приём «столкновения» аккордового и нижнего хроматически прилегающего тона. Принцип полутонового соотношения звуков включает и приём одновременного сочетания различных звуковысотных форм одной и той же ступени. В условиях полифонизации гомофонной фактуры возможно столкновение прессарного тона не только с аккордовым, но и со своим диатоническим антиподом. Для многих произведений Шумана характерно также метрическое несовпадение отдельных слоёв гомофонной ткани, в результате чего может возникнуть одновременное звучание различных форм одной и той же ступени. Особое значение в музыке Шумана приобретают такие дискордансные тоны, которые оказываются пролонгированными от предыдущего аккорда. Тем самым можно предположить, что в творчестве Шумана начинают закладываться основы аккордовых структур XX века.

Ключевые слова: аккорд, фактура, неаккордовые звуки, полифонизация гомофонной фактуры, фигурированный контрапункт, полиакцентность, метроритм.


Полный текст:

PDF

Литература


Dombrovskaya O. V. Polifonicheskie osobennosti gomofonnogo tematizma Shumana [Polyphonic Features of Homophonic Thematicism of Schumann]. Problemy muzykal’noy nauki [Problems of Musical Science]. Edited by M. E. Tarakanov, V. N. Kholopova. Issue 4. Moscow, 1979, pp. 259–294.

Zhitomirsky D. V. Robert Shuman: ocherk zhizni i tvorchestva [Robert Schumann: A Sketch about his Life and Works]. Moscow: Muzyka, 1964. 880 p.

Krasnikova T. N. Faktura i stil’: istoki i evolyutsiya (uchebnoe posobie) [Texture and Style: Origins and Evolution (Textbook)]. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 1995. 115 p.

Krasnikova T. N. Fenomen fakturnogo prostranstva i ego stileobrazuyushchie funktsii [The Phenomenon of Textural Space and its Style-Generating Functions]. Muzykal’noe obrazovanie v kontekste kul’tury: voprosy teorii, istorii i metodologii muzykal’nogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Musical Education in the Context of Culture: Questions of Theory, History and Methodology of Musical Education: Proceedings of the International Scholarly and Practical Conference]. Compiled by L. S. Dyachkova. Moscow, 2003, pp. 57–62.

Krasnikova T. N. Fenomen khudozhestvennogo vremeni v muzyke XX veka [The Phenomenon of Artistic Time in 20th Century Music]. Muzykovedenie [Musicology]. 2012. No. 3, pp. 13–14.

Kurth E. Romanticheskaya garmoniya i ee krizis v «Tristane» Vagnera [Romantic Harmony and its Crisis in Wagner’s “Tristan”]. Moscow: Muzyka, 1975. 551 p.

Magnitskaya T. N. Muzykal’naya faktura: istoriya, teoriya, praktika [Musical Texture: History, Theory, Practice]. Moscow: Moscow State Institute of Culture, 1993. 37 p.

Mazel’ L. A. Problemy klassicheskoy garmonii [Issues of Classical Harmony]. Moscow: Muzyka, 1972. 616 p.

Skrebkova-Filatova M. S. Faktura v muzyke. Khudozhestvennye vozmozhnosti. Struktura. Funktsii [Texture in Music. Artistic Possibilities. Structure. Functions]. Moscow: Muzyka, 1985. 285 p.

Tyulin Yu. N. Uchenie o muzykal’noy fakture i melodicheskoy figuratsii. Muzykal’naya faktura [A Teaching of Musical Texture and Melodic Figuration. Musical Texture]. Moscow: Muzyka, 1976. 165 p.

Kholopova V. N. Faktura: ocherk [Texture: An Essay]. Moscow: Muzyka, 1979. 87 p.

Kholopov Yu. N. Ocherki sovremennoy garmonii: issledovanie [Essays on Contemporary Harmony. Research]. Moscow: Muzyka, 1974. 287 p.

Ninov D. Functional Nature of the Cadential Six-Four. Muzikoloski zbornik [Musical Compilation]. 2016. Vol. 52, Issue 1, pp. 73–96.

Yust J. Special Collections Renewing Set Theory. Journal of Music Theory. 2016. Vol. 60, Issue 2, pp. 213– 262.

Goldenberg Y. Harmony without Voice Leading? The Challenge of Interpreting Exact Leaping Transpositions. Music Analysis. 2016. Vol. 35, Issue 3, pp. 314–340.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.165-174

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.