Роль П. И. Иванова-Радкевича в формировании культурного пространства Красноярска конца XIX – начала ХХ века

Lilia R. Stroy, Evgenia S. Tsaryova

Аннотация


В статье изучается роль выпускника Петербургской певческой капеллы Павла Иосифовича Иванова-Радкевича в создании уникального облика музыкально-художественной жизни Красноярска конца XIX – начала ХХ века. Понимая универсалии и специфику развития культурных процессов Сибири, Иванов-Радкевич катализировал их развёртывание, во многом предопределяя последующую эволюцию художественного пространства Красноярска. Его богатая деятельность проникала практически во все базисные элементы музыкальной жизни Красноярска, формируя и выстраивая их в целостную модель регионального академического искусства. Благодаря его подвижническому труду мощную подпитку получила профессиональная музыкальная сфера Красноярска. Главное его детище – Народная консерватория, которая успешно функционирует и поныне, – явилось ключевым моментом перевеса сил в пользу профессионализации и её дальнейшего доминирования
в системе локальных академических традиций. Ратуя за развитие изобразительного искусства, Радкевич охотно общался с представителями художественного цеха города и активно поддерживал желание сына Михаила стать живописцем. Личность этого специалиста, сформированная и рождённая в эпоху Серебряного века
в метрополии России, её масштаб и культурный кругозор связывали центр и периферию, столицу и провинцию. Координировалось живое общение ведущих художественных сил Красноярска (музыкантов и живописцев), синтезируя различные направления и традиции академического искусства. Обеспечивалось полноправное включение сибирского города в общие процессы строительства системы отечественной культуры.

Ключевые слова: музыкальная культура России, музыкальная культура Сибири, музыкальная академическая культура, художественная жизнь Красноярска, Народная консерватория, рисовальная школа, П. И. Иванов-Радкевич.


Полный текст:

PDF

Литература


Ivanovy-Radkevichi: zhizn’ i tvorchestvo v zerkale istorii [The Ivanovs-Radkeviches: Their Lives and Creativity in the Mirror of History]. Compiled and with an Introduction by E. A. Vanyukova. Krasnoyarsk: Klas Plus, 2014. 296 p.

Kozlovskaya I. P. Muzykal’naya zhizn’ ural’skoy provintsii kontsa XIX – nachala XX vekov (na primere Permskogo kraya): dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical Life of the Urals Province of the late 19th and Early 20th Centuries (on the Example of the Perm Region): Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2008. 322 p.

Lisovskiy N. V. Sibirskiy khudozhnik D. I. Karatanov [The Siberian Artist D. I. Karatanov]. Krasnoyarsk: Book Publishing House, 1974. 147 p.

Piksanov N. K. Oblastnye kul’turnye gnyozda: istoriko-kraevedcheskiy seminar [Regional Cultural Nests: a Seminar of Historical and Regional Studies]. Leningrad: State Publishing House, 1928. 148 p.

Trembovel’skiy E. B. Organizatsiya kul’turnogo prostranstva Rossii: otnoshenie tsentrov i periferii [Organization of the Cultural Space of Russia: the Relationship between the Centers and the Peripheries]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2003. No. 2, pp. 132–137.

Tsaryova E. S. Muzykal’naya zhizn’ Krasnoyarska ot istokov do 1922 goda: puti formirovaniya muzykal’noy kul’tury evropeyskogo tipa [The Musical Life of Krasnoyarsk from the Beginnings Until 1922: the Path of Formation of a Musical Culture of the European Variety]. Krasnoyarsk: KGAMiT, 2014. 368 p.

Shapovalova L. I. S surikovskim naputstviem – Andrey Shestakov [With Surikov’s Valediction – Andrei Shestakov]. Krasnoyarsk: Klas Plus, 2015. 176 p.

Arostegui J. Exploring the Global Decline of Music Education. Arts Education Policy Review. 2016. Vol. 8. No. 2, pp. 96–103.

Inuzuka A. When the Periphery Becomes the Center: a Critical Turn in Intercultural Communication Studies. Journal of Multicultural Discourses. 2013. Vol. 8. No. 1, pp. 86–92.

Parts L. The Russian Provinces as a Cultural Myth. Studies in Russian and Soviet Cinema. 2016. Vol. 10. No. 3, pp. 200–205.

Shively J. Constructivism in Music Education. Arts Education Policy Review. 2015. Vol. 116. No. 3, pp. 128–136.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.143-150

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.