Сонатина оp. 49 (1950–1951) и её версия – Соната Op. 49b (1978) Мечислава Вайнберга

Allison Brewster Franzetti

Аннотация


Музыка польско-русского композитора и пианиста Мечислава Вайнберга получила международное
признание после его смерти в 1996 году и особенно в последние годы. Хотя многие сольные фортепианные
произведения были опубликованы, исполнены и записаны в течение его жизни, в том числе 6 сольных
фортепианных сонат и 17 пьес, в его архивах имеется несколько композиций, которые остаются
неопубликованными, непроверенными и незарегистрированными. Гамбургское издательство «Peermusic
Classical» (Германия) получило архивные копии сочинений, которые впоследствии были включены в
комплект «Мечислав Вайнберг – Полное собрание фортепианных произведений, I–IV том» грамзаписей
«Grand Piano / Naxos».
Сонатина оp. 49 (1951) и последующая её переработка в версии под названием Соната оp. 49b (1978) – два
из этих произведений. Представляется интересным сравнить композиционные приёмы, технику Вайнберга,
музыкальный материал, каким он был в Сонатине и как был изменён в последующей версии Сонаты, какие
цитаты из предыдущих сольных фортепианных произведений были включены. Важно учитывать и такой факт,
что будучи пианистом-виртуозом, Вайнберг перестал сочинять для сольного фортепиано после 1960 года.
Соната оp. 49b, «Канкан», посвящённый Расторгуеву (1965) и «Две фуги» (1983) являются исключением, из
них Соната 49b – самая значимая работа.

Ключевые слова: Мечислав Вайнберг, Моисей Вайнберг, Дмитрий Шостакович, еврейские композиторы
в Советском Союзе, польские/советские композиторы 1950-х годов, советская фортепианная музыка 1950-х
годов, влияние народной музыки, детская тетрадь.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Dvuźil’naja, Inessa. Der Freylekhs – frohlich und tragisch. Judische Motive bei Prokof’ev, Schostakowitsch und Weinberg [The Freylekhs (Dances) – Cheerful and Tragic. Jewish Motifs in Prokofiev, Shostakovich and Weinberg]. Osteruopa. 2010. July, pp. 11–122.

Einstein, Alfred, and Cesar Saerchinger. Greatness in Music. New York: Oxford UP, 1941. 298 p.

Fanning, David. But What Counts is the Music. Osteuropa. 2010. July, pp. 5–24.

Fanning, David. Mieczysław Weinberg: in Search of Freedom. Hofheim: Wolke, 2010. 220 p.

Flender, Reinhard. Geschichte einer Freundschaft. Mieczyslaw Weinberg und Dmitrij Schostakowitsch [Story of a Friendship. Mieczyslaw Weinberg and Dmitri Shostakovich]. Osteuropa. 2010. July 2010, pp. 79–92.

Ivry, Benjamin. How Mieczyslaw Weinberg’s Music Survived Dictators. The Jewish Daily Forward. 2010. 17 Nov.

Nemtsov, Jascha. Markant, judisch, verkannt. Grunde fur M. Weinbergs “Nicht-Rezeption” [Remarkable, Jewish, Unrecognized. Reasons for M. Weinberg’s “non-reception”]. Osteuropa. 2010. July, pp. 25–40.

Skans, Per. Ein Anfang nach dem Ende. Judische Kompositionen von Mieczyslaw Weinberg und Dmitrij Schostakowitsch [A Beginning after the End. Jewish Compositions by Mieczyslaw Weinberg and Dmitri Shostakovich]. Judische Kunstmusik im 20. Jahrhundert [Jewish Art Music in the 20th Century]. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2006, pp. 107–117.

Skans, Per. Mieczyslaw Weinberg – ein bescheidener Kollege [Mieczyslaw Weinberg – a modest colleague]. Dmitrij Schostakowitsch und das judische musikalische Erbe [Dmitri Shostakovich and the Jewish Musical Heritage]. Ed. by Ernst Kuhn, Andreas Wehrmeyer and Gunter Wolter. Berlin: Verlage Ernst Kuhn, 2001, pp. 298–324.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.084-092

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.