Симфоническая поэма «Песнь соловья» Игоря Стравинского

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Симфоническая поэма «Песнь соловья» (1917) была создана И. Ф. Стравинским на основе материала
его оперы «Соловей». При переработке для оркестра композитор сконцентрировал внимание на ведущем
тематизме и сумел подать его в инструментальных тембрах более красочно и выпукло, поэтому в данной
версии произведение оказалось художественно более значительным. Определяющее качество содержания
симфонической поэмы «Песнь соловья» – мир и человек в первородности своих проявлений. В относительно
небольшом музыкальном пространстве композитору удалось воссоздать множество разнообразных граней
изначального. Не столь очевиден дух первозданности в жанрово-характеристической сфере. Но Стравинский
как будто не эстетизирует жизненный материал с позиций академического искусства, а выплёскивает его
во всей натуральности, «живьём» перенося прямо в партитуру, – отсюда терпкая сочность ярмарочных
красок. «Скифство» как важнейшее выражение изначального получило здесь довольно неожиданный и
резкий поворот. При сочинении оперы по мотивам известной сказки Андерсена у Стравинского естественно
возникло побуждение соотнести её колорит с географией сюжета. При всей своей условности звуковое
решение ряда эпизодов достаточно однозначно ассоциируется с расхожим представлением о Востоке,
однако самое существенное состояло в воспроизведении особой грани русской национальной натуры в её
соприкосновениях со скифским, среднеазиатским, а также с тем, что шло от времён монголо-татарского
ига. Самое непосредственное отношение к изначальным сторонам существования имеет воссозданная
в симфонической поэме «Песнь соловья» жизнь подсознания. Для погружения в эту сферу композитор
избрал в качестве предпосылок состояния дрёмы, забытья, сонной грёзы, что становится импульсом для
разворота жизни инстинктов, совершающейся в недрах психики. И целое предстаёт в движении от динамизма
праздничного действа, воинственных шествий и живости сказочных образов к статике дрёмы, забытья.
А за движением от динамики к статике угадывается определённый семантический подтекст, отразивший
локальную историко-художественную ситуацию второй половины 1910-х годов: после авангардного бума
дерзких инициатив и взрыва новаций первой половины десятилетия происходил временный отход от
крайностей «бури и натиска».

Ключевые слова: раннее творчество Стравинского, симфоническая поэма «Песнь соловья», музыка
XX века.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Asaf’ev B. V. O muzyke ХХ veka [On 20th Century Music]. Leningrad: Muzyka, 1982. 260 p.

Demchenko A. I. Balet I. Stravinskogo «Vesna svyashchennaya». Opyt kontseptsionnogo analiza [Stravinsky's Ballet “The Rite of Spring”. The Experience of Conceptual Analysis]. Moscow: Kompozitor, 2000. 96 p.

Demchenko A. I. Kartina mira v muzykal'nom iskusstve Rossii nachala veka [A Picture of the World in the Musical Art of Russia at the Beginning of the Century]. Moscow: Kompozitor, 2005. 264 p.

Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe [World Artistic Culture as a Systematic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p.

Druskin M. S. Igor' Stravinskiy [Igor Stravinsky]. Druskin M. S. Sobr. soch. V 7 t. T. 4. [Collected Works in 7 Volumes. Vol. 4]. St. Petersburg: Kompozitor, 2009, pp. 31–286.

Zhdanova E. I. «Zhar-ptitsa» I. Stravinskogo [“The Firebird” by Igor Stravinsky]. Muzyka v sovremennom mire [Music in the Modern World]. Tambov, 2013, pp. 397–406.

Kurchenko A. Р. «Skifstvo» v russkoy muzyke nachala ХХ veka [The “Scythian” Element in Russian Music of the Early Twentieth Century]. Iz istorii russkoy i sovetskoy muzyki [From the History of Russian and Soviet Music]. Issue 2. Moscow: Muzyka, 1976, pp. 170–195.

Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1968. 900 p.

Russkaya muzyka i XX vek [Russian Music and the 20th Century]. Moscow: State Institute of Art Studies, 1997. 874 p.

Savenko S. I. Mir Stravinskogo [The World of Stravinsky]. Moscow: Kompozitor, 2001. 328 p.

Smirnov V. V. Tvorcheskoe formirovanie I. F. Stravinskogo [The Creative Formation of Igor Stravinsky]. Leningrad: Muzyka, 1970. 152 p.

Stravinskiy – publitsist i sobesednik [Stravinsky – Publicist and Interlocutor]. Moscow: Muzyka, 1988. 504 p.

Stravinskiy I. F. Khronika moey zhizni [Chronicles of my Life]. Leningrad: Muzyka, 1963. 368 p.

Yarustovskiy B. M. Igor' Stravinskiy [Igor Stravinsky]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1969. 320 p.

Bubushkin D. The Correspondence of Vera and Igor Stravinsky. London: Thames a. Hudson, 1985. 239 p.

Elliot D. New Worlds, Russian Art and Society 1900–1937. London, 1986. 280 p.

Taruskin R. On Russian Music. Berkeley: University of California Press, 2010. 416 p.

Taruskin R. Stravinsky and the Russian traditions. Oxford: Oxford Univ. Press, 1996. 188 p.

White E. W. Stravinsky: The Composer and His Works. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1979. 480 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.070-077

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.