Исследования по современной музыке в научной школе Валентины Холоповой

Olga V. Komarnitskaya

Аннотация


Валентина Николаевна Холопова известна как специалист по современной музыке, автор новатор-
ских трудов по музыкальной ритмике ХХ века, творчеству Веберна, Шнитке, Губайдулиной, Щедрина и др.
И в тематике дипломных работ, диссертаций и книг её учеников преобладает музыка ХХ века, образуется целая
школа исследований такого рода. Заметно внимание к известным русским композиторам прошлого столетия
(Стравинский, Шнитке, Губайдулина, Тищенко, Воронцов), но происходит и раскрытие творчества забытых
имён – Сергея Протопопова (Антон Ровнер), Николая Обухова (Нино Баркалая). Из зарубежных композиторов
в классе Холоповой впервые в СССР и России написаны работы по Мессиану, Ксенакису, Гурецкому, Виеру,
Мансуряну, группе авторов ФРГ (Лахенман, Рим, Бозе, Шнебель, Троян, Дадельзен), Венгрии (Куртаг, Сёллё-
ши, Дурко, Ланге). Затронуты джаз и поп-музыка. После окончания учёбы выпускники профессора создали
немало актуальных книг на разных языках: Иванка Стоянова – о Берио, Штокхаузене, Татьяна Франтова –
о полифонии Шнитке, Роза Султанова – о современных музыкальных обрядах народов Средней Азии, Наталья
Власова – о Шёнберге и Цемлинском, Елена Ферапонтова – о Ксенакисе, Елена Михалченкова-Спиринa –
о Канчели, Екатерина Акишина – о Шнитке, Ольга Озерская – о Воронцове, Андрей Кудряшов – учебное
пособие по теории музыкального содержания. Помимо названных имён, известными учениками Холоповой
являются профессора Екатерина Дулова, Дина Кирнарская, Борис Гнилов, Ирина Лозовая.

Ключевые слова: российское музыкознание, научная школа, современная музыка, дипломные работы,
диссертации кандидатские и докторские, монографии, учебные пособия.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Akishina E. M. Semanticheskie aspekty analiza tvorchestva A. Shnitke: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Semantic Aspects of Analysis of the Music of Alfred Schnittke]. Moscow, 2003. 268 p.

Akishina E. M. Problemy interpretatsii soderzhaniya muzykal'nykh proizvedeniy Al'freda Shnitke [Issues of Interpretation of the Content in Alfred Schnittke’s Musical Compositions]. Moscow: Forum, 2013. 208 p.

Barkalaya N. O. Estetika i kompozitorskaya tekhnika Nikolaya Obukhova v kontekste russkogo i frantsuzskogo modernizma: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Aesthetics and Compositional Technique of Nikolai Obouhov in the Context of Russian and French Modernism. Dissertation for the Degree of Candidate of the Arts]. Moscow, 2011. 383 p.

Brugger N. S. «Glorious percussion» Sofii Gubaydulinoy: traktovka udarnykh, kompozitsiya, soderzhatel’nyy aspekt [‘Glorious Percussion’ by Sofia Gubaidulina: An Interpretation of Percussion, Composition and the Aspect of Content]. Sofii s lyubov’yu [To Sofia with Love]. Moscow, 2014. Issue 78, pp. 133–157.

Valentina Nikolayevna Kholopova [Valentina Nikolayevna Kholopova]. Edited by O. V. Komarnitskaya. Moscow: Alteks, 2015. 90 p.

Vlasova N. O. Aleksandr Tsemlinskiy. Zhizn' i tvorchestvo [Alexander Zemlinsky, Life and Music]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2014. 416 p.

Vlasova N. O. Peresecheniya s muzykal'noy traditsiey v tvorchestve zapadnogermanskikh kompozitorov 1970–1980-kh godov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Intersections with Musical Tradition in the Works of West German Composers of the 1970s and 1980s]. Moscow, 1998. 258 p.

Vlasova N. O. Tvorchestvo Arnol'da Shenberga [The Music of Arnold Schoenberg]. Moscow: LKI Press, 2007. 528 p.

Gorokhovskaya V. M. «Parametr ekspressii» v muzyke XX veka: diplomnaya rabota [The ‘Parameter of Expression’ in 20th Century Music. Diploma Thesis]. Moscow, 1995. 175 p. MS located in the Library of the Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory.

Komarnitskaya O. V. Russkaya opera vtoroy poloviny XX – nachala XXI vekov: zhanr, dramaturgiya, kompozitsiya [Russian Opera in the Second Half of the 20th Century and the Early 21st Century: Genre, Dramaturgy and Composition]. Moscow: Alteks, 2011. 306 p.

Komarnitskaya O. V. Russkaya opera XIX – nachala XX vekov. Problemy zhanra, dramaturgii, kompozitsii: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Russian Opera from the 19th Century to the Early 21st Century. Issues of Genre, Dramaturgy and Composition: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2011. 757 p.

Kudryashov A. Yu. Teoriya muzykal'nogo soderzhaniya. Khudozhestvennye idei evropeyskoy muzyki XVII–XX vv. [The Theory of Musical Content. Artistic Ideas of European Music from the 17th to the 20th Century]. St. Petersburg; Moscow: Planeta muzyki, 2006; 2010. 432 p.

Mikhalchenkova-Spirina E. A. Simfonicheskaya dramaturgiya Gii Kancheli [The Symphonic Dramaturgy of Giya Kancheli]. Bordeaux; Moscow: Konservatoriya, 1997. 220 p.

Ozerskaya O. V. Yuri Vasil'evich Vorontsov. Esteticheskie vzglyady i muzykal'naya kompozitsiya [Yuri Vasilyevich Vorontsov. Aesthetical Views and Musical Composition]. Moscow: Russian CHESS House, 2017. 306 p.

Rovner A. A. Sergei Protopopov: kompozitorskoe tvorchestvo i teoreticheskie raboty: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Sergei Protopopov: Musical Composition and Theoretical Works: Dissertation for the Degree of Candidate of the Arts]. Moscow, 2010. 444 p.

Sultanova R. P. Muzyka, sokhranennaya za stenoy [Music Preserved Behind the Wall]. Festschrift Valentine Nikolayevne Kholopovoy [A Festschrift to Valentina Nikolayevna Kholopova]. Moscow, 2007. Col. 63, pp. 34–40.

Sultanova R. R. O vzaimosvyazyakh usulya i ritma melodii v vokal'nykh chastyakh Shashmakoma [About the Interconnections Between the Usul and the Rhythm of the Melody in the Vocal Parts of the Shashmaqom]. Tashkent: YaNI, 1998. 52 p.

Sultanova R. R. Poyushchee slovo uzbekskikh obryadov (opyt liricheskogo issledovaniya) [The Singing Word of Uzbek Rites (An Attempt of Lyrical Research)]. Tashkent: B. i., 1994. 106 p.

Sultanova R. R. Ritmika vokal'nykh chastey Shashmakoma: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Rhythm of the Vocal Parts of the Shashmaqom: Dissertation for the Degree of Candidate of the Arts]. Tashkent, 1987. 188 p.

Ferapontova E. V. Vokal'naya muzyka Yannisa Ksenakisa kak fenomen kompozitorskogo tvorchestva: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Vocal Music of Iannis Xenakis as a Phenomenon on of Compositional Creativity: Dissertation for the Degree of Candidate of the Arts]. Moscow, 2012. 389 p.

Ferapontova E. V. Yannis Ksenakis. Vokal'noe tvorchestvo [Iannis Xenakis: Vocal Music]. Moscow: Kompozitor, 2011. 240 p.

Frantova T. V. Polifoniya A. Shnitke i novye tendentsii v muzyke vtoroy poloviny XX veka: monografiya [The Polyphony of Alfred Schnittke and the New Tendencies in the Music of the Second Half of the 20th Century: a Monographic Work]. Rostov-na-Donu: Izd-vo “Aktual'nye problemy sovremennoy nauki Severo-Kavkazskogo nauchnogo tsentra vysshey shkoly”, 2004. 404 p.

Frantova T. V. Polifoniya A. Shnitke i novye tendentsii v muzyke vtoroy poloviny XX veka: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Polyphony of Schnittke and New Tendencies in the Music of the Second Half of the 20th Century: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2005. 462 p.

Kholopova V. N. Voprosy ritma v tvorchestve kompozitorov pervoy poloviny XX veka [Questions of Rhythm in the Music of Composers of the First Half of the 20th Century]. Moscow: Muzyka, 1971. 304 p.

Kholopova V. N. Russkaya muzykal'naya ritmika [Russian Musical Rhythm]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1983. 281 p.

Kholopova V. N. Put' po tsentru. Rodion Shchedrin [The Path along the Center. Rodion Shchedrin]. Moscow: Kompozitor, 2000. 320 p.

Kholopova V. N. Kompozitor Al'fred Shnitke [Composer Alfred Schnittke]. 2nd Edition. Moscow: Kompozitor, 2010. 228 p.

Kholopova V. N. Sofiya Gubaydulina: monografiya; s interv'yu Entso Restan'o i Sofii Gubaydulinoy [Sofia Gubaidulina: a Monographic Work; With Enzo Restagno’s Interview with Sofia Gubaidulina]. 3rd Edition. Moscow: Kompozitor, 2011. 400 p.

Kholopova V. N. Formy muzykal'nykh proizvedeniy [Forms of Musical Compositions]. 4th Edition. St. Petersburg et al.: Lan', Planeta muzyki, 2013. 496 p.

Kholopova V. N. Fenomen muzyki [The Phenomenon of Music]. Moscow: Direkt-Media, 2014. 384 p.

Kholopova V. N. Rossiyskaya akademicheskaya muzyka posledney treti XX – nachala XXI vekov (zhanry i stili) [Russian Classical Music of the Final Third of the 20th Century and the Beginning of the 21st Century (Genres and Styles)]. Moscow, 2015. 234 p. www.kholopova.ru.

Kholopova V. N., Kholopov Yu. N. Fortepiannye sonaty S. S. Prokof'eva [The Piano Sonatas of Sergei Prokofiev]. Moscow: Muzgiz, 1961. 88 p.

Kholopova V. N., Kholopov Yu. N. Anton Vebern [Anton Webern]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1984. 320 p.

Kholopova V. N., Kholopov Yu. N. Muzyka Veberna [The Music of Webern]. Moscow: Kompozitor, 1999. 367 p.

Kholopova V. N., Chigareva E. I. Al'fred Shnitke [Alfred Schnittke]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1990. 351 p.

Shevtsova I. V. Sochineniya Sofii Gubaydulinoy dlya violoncheli: problemy muzykal'nogo soderzhaniya, kompozitsii i traktovki instrumenta: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Compositions by Sofia Gubaidulina for Cello: Issues of Musical Content, Composition and Interpretation of the Instrument: Dissertation for the Degree of Candidate of the Arts]. Moscow, 2013. 222 p.

Stoianova I. Geste – texte – musique [Gesture – Text – Music]. Col. Esthetique, Dir.: Dufrenne No. 1197. Paris: U.G.E., 10/18, 1978. 282 p.

Stoianova I. Karlheinz Stockhausen, “Je suis les sons…” [Karlheinz Stockhausen, “I am the Sounds…”]. Col. L’educations musicale. Paris: Beauchesne, 2014. 356 p.

Stoianova I. Luciano Berio. Chemins en musique [Luciano Berio. Paths to Music]. La Revue musicale [Musical Review]. No. 375–377. Paris: Ed. Richard-Masse, 1985. 512 p.

Stoianova I. Manuel d’analyse musicale / Les formes classiques simples et complexes [A Manual for Musical Analysis / The Classical Forms, Simple and Complex]. Paris: Minerve, 1996. 240 p.

Stoianova I. Manuel d’analyse musicale / Variations, sonate, formes cycliques [A Manual for Musical Analysis / Variations, Sonata, Cyclical Forms]. Paris: Minerve, 2000. 285 p.

Sultanova R. From Shamanism to Sufism: Women, Islam and Culture in Central Asia. London; New York: IBTauris, 2014. 256 p.

Sultanova R. Popular Culture in Afghanistan. London; New York: IBTauris, 2016. 300 p.

Sultanova R. Turkic Music: from Shamanic Voices to Maqam, from Zhikr to Hip-Hop. London: Francis and Taylor, 2016. 400 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.4.049-069

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.