«Кармен» Ж. Бизе: исполнительские интерпретации в контексте культуры

Mikhail Yu. Kosilkin

Аннотация


В статье рассматривается феномен многовариантности режиссёрских истолкований классического оперно-
го наследия на примере историко-культурных метаморфоз сценических воплощений оперы «Кармен» Жоржа
Бизе. Несколько примеров из истории постановок раскрывают принципиальные различия интерпретаций на
историческом фоне общественной жизни и художественной культуры. Долгая жизнь опуса Бизе (не только
в оперном театре, но и в балете, художественных и мультипликационных фильмах, шоу-представлениях по-
следнего времени) объясняется многозначностью, которую философия и психология ХХ века обозначают по-
нятием архетипа, сравнением вечных сюжетов и персонажей с мифологическими текстами. Изменчивость,
историческая подвижность коллективного восприятия подобных архетипов воздействует на режиссёрские ин-
терпретации классических опер, выступающих своеобразными трансляторами масштабных и далеко не всегда
осознаваемых эволюционных процессов коллективного мифотворчества.
Автор статьи в сравнительно-аналитическом ракурсе освещает российские и зарубежные музыкаль-
но-сценические постановки оперы «Кармен» Ж. Бизе 1950–1990-х годов. Это спектакли Большого театра
(В. Небольсин, 1956), Венской оперы (Г. фон Караян, 1967), Ф. Дзеффирелли в Арена ди Верона, а также
экранизации Ф. Дзеффирелли и Ф. Рози, балетная версия Р. Пети и другие. Интерпретации образа Кармен
(И. Архипова и Г. Бамбри, Д. Мигенес-Джонсон и Р. Жанмер) и Хозе (Р. Пети, П. Доминго) отражают смену
историко-культурных моделей в контексте непрерывно обновляющихся установок современного мифологи-
зированного сознания.

Ключевые слова: классическое оперное наследие, опера «Кармен» Ж. Бизе, режиссёрские сценические
интерпретации, киноопера, художественные архетипы общественного сознания ХХ века.


Полный текст:

PDF

Литература


Alfeyevskaya G. S. Karmen: intonatsii i smysly [Carmen: Intonations and Meanings]. Moscow: Kompozitor, 2004. 169 p.

Grigoryants T. A. Semiotika stzenicheskogo teksta [Semiotics of the Theatrical Text]. Vestnik Tomskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Stage University]. 2007. No. 304, pp. 66–69.

Parin A. V. Plasido Domingo – master peniya (Portret) [Placido Domingo, a Master of Singing]. Parin A. V. O penii, ob opere, o slave: interv’yu, portrety, retsenzii [About Singing, About Opera, About Fame: Interviews, Portraits, Reviews]. Moscow, 2003, pp. 107–115.

Raku M. G. Karmen na sovetskoy opernoy stzene [Carmen on the Soviet Opera Stage]. Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya: elektronnyy nauchnyy zhurnal [The Art of Music: Theory and History: Electronic Research Journal]. 2012. No. 4, pp. 98–123. URL: http://sias.ru/upload/iblock/133/raky/pdf. (10.05 2017).

Raku M. G. Muzykal’naya klassika v mifotvorchestve sovetskoy epokhi [Classical Music in the Myths Creation in the Soviet Era]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 720 p.

Sokol’skaya A. A. Opernyy tekst kak fenomen interpretatsii: dis. kand. … iskusstvovedeniya [The Opera Text as a Phenomenon of Interpretation: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kazan, 2004. 163 p.

Tsodokov E. S. Vizualizatsiya opery, ili Tipologiya opernoy rezhissury [A Visualization of Opera, or the Typology of Opera Production]. URL: http://operanews.ru/tsodokov.html. (11.05.2017).

Tsodokov E. S. Opera – ukhodyashchaya natura, ili Pominki po zhanru [Opera as a Departing Nature, or the Funeral Repast in Memory of the Genre]. URL: http://operanews.ru/tsodokov.html. (12.05.2017).

Amon R. Placido Domingo. Un coloso en el teatro del mundo [Placido Domingo. A Colossus in the Theater of the World]. Barcelona: Editorial Planeta, 2013. 320 p.

. Fiette A. Z. Jeanmaire – R. Petit: un patrimoine pour la danse [Jeanmaire – R. Petit: a Heritage for Dance]. 2nd Edition Paris: Somogy Editions, 2012. 374 p.

Ruggieri E. La Callas [The Callas]. 2nd Edition. Revised and Corrected. Paris: Michel Lafon, 2013. 264 p.

Uehling P. Karajan. Eine Biographie [Karajan. A Biography]. 3rd Edition Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2013. 416 S.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.120-127

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.