Камерная музыка для солирующего баяна и камерного оркестра Николая Шабалина в аспекте композиционной структуры

Mikhail S. Trofimov

Аннотация


В центре внимания статьи – знаковое для музыкальной культуры Удмуртии сочинение Николая Шабалина
Камерная музыка для солирующего баяна и камерного оркестра (1983). Рассматривая особенности компози-
ционной организации, автор статьи стремится выявить новизну и индивидуализированность замысла данного
опуса и в то же время показать его преемственность по отношению к традициям жанра баянного концерта.
Выделяются три главные особенности произведения: камерное начало, трактуемое композитором, в первую
очередь, как субъективный тон высказывания; переосмысление роли солиста, ведущее к новому взаимоотно-
шению с оркестром, когда классическая диалогичность уступает место тенденции к слитности, единогласию;
одночастность, при которой тенденция к сквозному развитию соединяется с признаками цикличности.
Специфику
композиционной структуры определят взаимодействие классических принципов формообра-
зования (сонатности) и континуальной эволюционности (понятие В. Задерацкого). Большое внимание автор
статьи уделяет скрупулезной тематической работе композитора, который проецирует основную интонацион-
ную формулу произведения (квинта–тритон) на разные музыкальные уровни. В Камерной музыке… Н. Ша-
балина происходит органичное сочетание традиционного и новаторского, что приводит к обновлению самого
жанра баянного концерта.

Ключевые слова: композитор Николай Шабалин, концерт для баяна с оркестром, сонатная форма в баянном
репертуаре, композиторы Удмуртии.


Полный текст:

PDF

Литература


Anisimova E. V. Zhanrovyy sintez v muzyke kompozitorov Udmurtii (na primere muzyki N. Shabalina) [Genre Synthesis in the Music by Composers of Udmurtia (on the Example of Music of N. Shabalin)]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [The Bulletin of Vyatka State Humanities University]. 2011, no. 3-2, pp. 162–165.

Zaderatskiy V. V. Muzykal’naya forma. Vyp. 2. [Musical Form. Issue 2]. Moscow: Muzyka, 2008. 528 p.

Lebedev A. E. Zhanr kontserta dlya bayana s orkestrom v otechestvennoy muzyke [The Genre of the Concerto for Button-Accordion and Orchestra in Russian Music]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2013. 530 p.

Tolkach Yu. N. Obretaya tvorcheskuyu zrelost’ [Acquiring Creative Maturity]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1992. No. 3, pp. 68–70.

Khakimova E. L. Kamerno-instrumental’naya muzyka kompozitorov Udmurtii: dis. …kand. iskusstvovedeniya [Chamber Instrumental Music by composers of Udmurtia: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kazan, 2004. 289 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.108-113

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.