О модальной и тональной системах в «Clavierübung III» И. С. Баха

Elena V. Vyazkova

Аннотация


«Clavierübung III» (1739) И. С. Баха открывает серию инструментальных циклов, созданных композитором в последние двенадцать лет Лейпцигского периода. Замысел его до сих пор недостаточно понят и оценён. В статье выдвигается гипотеза об отражении Бахом в цикле логики музыкально-исторического развития.

Цикл состоит из двадцати семи частей, двадцать одна из них – органные обработки старинных песнопений, написанных в модальной (ладовой) системе. Фуги (форма работы с материалом) – как отдельные, так и в качестве пласта, контрапунктирующего с cantus rmus, принадлежат тонально-функциональной системе Нового времени, имеют сложные структуры, становятся стержнем сквозного развития в цикле. В результате возникает закономерность «противоречия» и «взаимодействия» двух музыкальных систем, осуществляется процесс включения «старого» в новую, объединяющую систему. Данный процесс автор статьи наблюдает на примере обработки старинного грегорианского гимна («Kyrie, fons bonitatis»), получившего в годы Реформации немецкий вариант текста. Этот источник становится в цикле своего рода «темой», предопределяющей его дальнейшее интонационное, структурное, концептуальное развитие, приводящее к заключительной тройной фуге − логическому итогу, апофеозу «идеи нового». Исполнение цикла с пропусками и перестановками частей, встречающееся в концертной практике, недопустимо: оно нарушает его драматургическую логику, искажает авторский замысел.

Ключевые слова: “Clavierübung III”, тональность, звукоряд, модальная система, тонально-функциональная система, хоральная обработка, цикл, фуга, вариационный принцип. 


Полный текст:

PDF

Литература


Vyazkova E. V. Diskussionnye voprosy bakhiany: “Clavierübung III” [Debatable Issues in Bachiana: “Clavierübung III”]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 1 (18), pp. 43−49. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.043-049.

Pospelova R. L. Srednevekovaya ladovaya sisema: “autentichnyy” i “sovremennyy” podkhody [The Medieval Modal System: the “Authentic” and “Modern” Approaches]. Istoriya osveshchaet put’ sovremennosti. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya V. V. Protopopova: materialy mezhdunar. nauch. konf. [History Elucidates the Path of Modernity. Towards the Centenary of the Birth of Vladimir Protopopov: Materials of the International Scholarly Conference]. Edited by T. N. Dubravskaya, N. I. Tarasevich. Moscow, 2011, pp. 247−259.

Praut E. Fuga [Prout E. Fugue]. Moscow: Muzgiz, 1922. 238 p.

Protopopov Vl. V. Ocherki iz istorii instrumentalnykh form XVI – nachala XIX veka [Essays from the History of Instrumental Forms from the 16th to the Early 19th Century]. Moscow: Muzyka, 1979. 327 p.

Kholopov Yu. N. Prakticheskie rekomendatsii k opredeleniyu lada v starinnoy muzyke [Practical Recommendations for Defining Harmony in Early Music]. Yu. N. Kholopov. O printsipakh kompozitsii starinnoy muzyki: stat’i i materialy [Yuri Kholopov. On the Principles of Composition of Early Music: Articles and Materials]. Edited by T. S. Kyuregyan. Moscow, 2015, pp. 219−259.

Etinger M. A. Ranneklassicheskaya garmoniya [Early Classical Harmony]. Moscow: Muzyka, 1979. 310 p.

Clement A. Der dritte Teil der Clavierübung von Johann Sebastian Bach – Musik, Text, Theologie [The Third Part of Johann Sebastian Bach’s Complete Collection of Piano Compositions – Music, Text, Theology]. Middelburg, 1999. 450 p.

Williams P. Johann Sebastian Bachs Orgelwerke. Bd. 2 [Johann Sebastian Bach’s Organ Works. Volume 2.]. Schott: Mainz; London u. a., 1998. 476 p.

Wolff Chr. Vorwort [Foreword]. J. S. Bach. Orgelwerke. Bd. 4. Dritter Teil der Clavier-Übung [J. S. Bach. Complete Organ Works. Vol. 4. Third Part of the Complete Collection of Piano Compositions]. Bärenreiter: Kassel u. a. 2016, pp. VI−XI.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.3.043-049

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.