Юрий Николаевич Тюлин

Arkady I. Klimovitsky

Аннотация


Статья посвящена крупнейшему российскому учёному Юрию Николаевичу Тюлину (1893–1978), автору
фундаментальных идей, разработанных им в различных областях музыкальной науки: лада, гармонии, факту-
ры, музыкального тематизма, мотива, музыкального синтаксиса и музыкальной формы как фундаментальных
категорий музыкального мышления. Ю. Н. Тюлин – учёный, внесший существенный вклад в исследование
теоретических проблем народной музыки России, Армении, Грузии, Узбекистана, Казахстана, Прибалтики.
Он оригинально осмыслил проблемы песенного фольклора, музыкального исполнительства, истории музыки,
музыкальной эстетики и музыкальной психологии.
Особая ценность статьи заключается в том, что она написана одним из ближайших учеников Ю. Н. Тюлина.
Анализируя труды учёного, автор раскрывает квинтэссенцию его научных идей и открытий, функциональной
теории в музыке, новую трактовку принципов формообразования и новую систематику музыкальных форм,
строения музыкальной речи, феномен «кристаллизации тематизма», ладовой теории. Всё это даёт возможность
понять научно-творческое наследие Ю. Н. Тюлина как систему.

Ключевые слова: Ю. Н. Тюлин, музыкально-тематический материал, кристаллизация тематизма, лад, гармония, фактура, сонатная форма, фраза, мотив, музыкальный синтаксис.


Полный текст:

PDF

Литература


Asaf’ev B. V. Muzykal’naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Books 1, 2. Leningrad: Muzgiz, 1963. 379 p.

Laul R. Kh. Motiv i muzykal’noe formoobrazovanie [The Motive and Musical Form-Generation]. Leningrad: Muzyka, 1987. 79 p.

Mikhaylov A. V. Gete i poeziya Vostoka [Goethe and the Poetry of the East]. Vostok – Zapad. Issledovaniya. Perevody. Publikatsii [East – West. Research. Translations. Publications]. Moscow, 1985, pp. 83–128.

Privano N. G. Predislovie ko vtoromu izdaniyu [Preface to the Second Edition]. Tyulin Yu. N., Bershadskaya T. S., Pustyl’nik I. Ya., Pen A. A., Ter-Martirosyan T. G., Shnitke A. G. Muzykal’naya forma [Musical Form]. Moscow, 1974, pp. 2–5.

Ruch’evskaya E. A. Mysli o muzykal’noy forme [Thoughts about Musical Form]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994. No. 4, pp. 77–78.

Ruch’evskaya E. A. Problemy muzykal’noy formy [Issues of Musical Form]. Yu. N. Tyulin. Uchenyy. Pedagog. Kompozitor: sb. st. [Yu. N. Tyulin. Scholar. Teacher. Composer: A Compilation of Articles]. Leningrad; Moscow, 1973, pp. 70–80.

Ruch’evskaya E. A. «Stroyenie muzykal’noy rechi» Yu. N. Tyulina i problema muzykal’nogo sintaksisa (Teoriya motiva) [“The Structure of Musical Speech” Yu. N. Tyulina and the Issue of Musical Syntax (The Theory of the Motive)]. Traditsii muzykal’noy nauki [Traditions of Music Scholarship]. Leningrad, 1989, pp. 26–45.

Ruch’evskaya E. A. Formoobrazuyushchiy printsip kak istoricheskaya kategoriya [The Form-Generating Principle as a Historical Category]. Istoriya i sovremennost’: sb. st. [History and Modernity: a Compilation of Articles]. Ed. by A. I. Klimovitsky, L. G. Kovnatskaya. Leningrad, 1981, pp. 120–138.

Tyulin Yu. N.; Bershadskaya, T. S.; Pustyl’nik, I. Ya.; Pen, A. A.; Ter-Martirosyan, T. G.; Shnitke, A. G. Muzykal’naya forma [Musical Form]. Ed. by Yu. N. Tyulin. Moscow, Muzyka,1974. 359 p.

Tyulin Yu. N. Vvedenie v garmonicheskiy analiz na osnove khoralov Bakha [Introduction to Harmonic Analysis on the Basis of Bach’s Chorales]. Leningrad: Publishing House of the Leningrad State Conservatory, 1927. 78 p.

Tyulin Yu. N. Kristallizatsiya tematizma v tvorchestve Bakha i ego predshestvennikov [Crystallization of Thematicism in the Music of Bach and his Predecessors]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1935. No. 7, pp. 38–54.

Tyulin Yu. N. Kristallizatsiya tematizma v tvorchestve Bakha i ego predshestvennikov [Crystallization of Thematicism in the Music of Bach and his Predecessors]. Russkaya kniga o Bakhe: sb. st. [A Russian Book about Bach: a Compilation of Articles]. Moscow, 1986, pp. 249–266.

Tyulin Yu. N. Natural’nye i al’teratsionnye lady [Natural and Alternating Modes]. Moscow: Muzyka, 1971. 109 p.

Tyulin Yu. N. O proizvedeniyakh Betkhovena poslednego perioda. Tseplyaemost’ muzykal’nogo materiala [About the Works of Beethoven of his Final Period. The Memorability of the Musical Material]. Betkhoven: sb. st. [Beethoven: a Compilation of Articles]. Ed. by N. L. Fishman. Issue 1. Moscow, 1971, pp. 251–275.

Tyulin Yu. N. Parallelizmy v muzykal’noy teorii i praktike [Parallelisms in Musical Theory and Practice]. Leningrad: Iskusstvo, 1938. 56 p.

Tyulin Yu. N., Privano N. G. Zadachi po garmonii [Exercises in Harmony]. Issue 1–2. Moscow: Muzyka, 1966. 263 p.

Tyulin Yu. N., Privano N. G. Uchebnik garmonii [A Terxtbook of Harmony]. Vol. 1–2. Second Edition. Moscow: Muzyka, 1964. 435 p.

Tyulin Yu. N. Stenogramma doklada Yu. N. Tyulina 11-go marta 1940 goda “Kristallizatsiya tematizma” [A transcript of Yuri Nikolayevich Tyulin’s Presentation on March 11, 1940 “The Crystallization of Thematicism”]. 50 p. Manuscript. From the Personal Archive of A. I. Klimovitsky.

Tyulin Yu. N. Stroyenie muzykal’noy rechi [The Structure of Musical Speech]. Leningrad: Muzgiz, 1962. 208 p.; Second Edition. Moscow: Muzyka, 1969. 173 p.

Tyulin Yu. N. Uchenie o garmonii. T. 1. Osnovnye problemy garmonii [Teaching of Harmony. Volume 1. The Basic Issues of Harmony]. Leningrad: Muzgiz, 1937. 192 p.; Second Edition. Leningrad; Moscow: Muzgiz, 1939. 196 p.; Third Edition, Revised and with an Introduction by N. G. Privano. Moscow: Muzyka, 1966. 223 p.

Kholopov Yu. N. Patriarkh sovetskoy muzykal’noy nauki [The Patriarch of Soviet Musical Scholarship]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1974. No. 1, pp. 30–32.

Yuzhak K. I. Pererabotka rannikh fugett dlya II toma KhTK [Reuse of Bach’s Early Fuguettes in Volume II of the Well-Tempered Clavier].Yuzhak K. I. Polifoniya i kontrapunkt: voprosy metodologii, istorii, teorii: izbr. st.: v 2 kn. [Polyphony and Counterpoint: Questions of Methodology, History, Theory: Selected Articles in 2 Books]. Book 1. St. Petersburg, 2006, pp. 109–164.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.142-152

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.