«Контра-пункты» К. Штокхаузена: на пути к генерализации серийного концепта

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


В центре внимания статьи – знаковое для творчества Карлхайнца Штокхаузена сочинение «Контра-пункты» для 10 инструментов (1953). Принадлежащее раннему сериальному периоду, оно обычно причисляет-
ся к пуантилистическим композициям мастера. Автор статьи предлагает взглянуть на данный опус как на
своего рода художественную манифестацию, декларирующую переход к постсериальному типу мышления.
«Контра-пункты» были созданы Штокхаузеном после Фортепианных пьес I‒IV, в которых воплотился новый
тип групповой композиции. Название пьесы, обладая множественным смыслом, может истолковываться как
направленное против пуантилистического стиля. В статье раскрываются драматургические и композици-
онные особенности пьесы. Идея растворения различного и отдельного в едином и целом лежит в основе
«Контра-пунктов». Она реализуется на разных уровнях композиции: тембровом (сведение разнородного зву-
чания к монохромной палитре путём поэтапного выключения инструментов), динамическом, ритмическом,
темповом (нивелирование соответственно динамических, темповых и ритмических контрастов), фактурном
(переход от «точечного» типа письма к «групповому»). Извлекая уроки из опыта пуантилистической ком-
позиции, ведущей к энтропии структурных связей, Штокхаузен приходит к идее генерализации серийного
концепта, создавая качественно новую многопараметровую структуру, связанную общими пропорциями и
обусловливающую новый тип восприятия.

Ключевые слова: Штокхаузен, «Контра-пункты», серия, сериализм, пуантилизм, техника групп.


Полный текст:

PDF

Литература


Bulez P. Sovremennye poiski [Boulez, P. Modern Search]. Reneva N. S. Muzykal’no-teoreticheskie vzglyady molodogo P’era Buleza (na materiale knigi «Zapiski podmaster’ya»): dis. … kand. iskusstvovedeniya. T. 2: Prilozheniya [Musical theoretical views of the young Pierre Boulez (On the material of the book “Notes of an Apprenticeship”): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts. Vol. 2: Apps]. Moscow, 2014, pp. 104-110.

Ksenakis Ya. Krizis serial’noy muzyki [Xenakis, I. The Crisis in Serial Music]. Kompozitory o sovremennoy kompozitsii: khrestomatiya [Composers about Modern Composition: A Chrestomathy]. Comp. by T. S. Kyuregyan, V. S. Tsenova. Moscow, 2009, pp. 88-91.

Ligeti D. Prevrashcheniya muzykal’noy formy [Transformations of Musical Form]. D’erd’ Ligeti: Lichnost’ i tvorchestvo: sb. st. [György Ligeti: Personality and Creativity: A Collection of Articles]. Russian Institute of Art Studies. Moscow, 1993, pp. 167-189.

Petruseva N. A. P’er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal’noy kompozitsii: issledovanie [Pierre Boulez. The Aesthetics and Techniques of Musical Composition]. Moscow; Perm: Real, 2002. 352 p.

Blumröder C. Die Grundlegung der Musik Karlheinz Stockhausens [The foundation of Karlheinz Stockhausen’s Music]. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1993. 193 S. (Archiv für Musikwissenschaft. Beiheft 32 [Archive for Musicology. Supplement 32]).

Cott J. Stockhausen: Conversations with the Composer. New York: Simon & Schuster, 1973. 252 р.

Geiger F. Verdikte über Musik 1950-2000: Eine Dokumentation [Verdicts about Music 1950-2000: Documents]. Stuttgart; Weimar: Verlag E. B. Metzler, 2005. 323 S.

Goeyvaerts K. „Das Schiff führt auch zum Tode“. Zur Situation der seriellen Musik [“The Ship also Leads to Death“. Concerning the Situation of Serial Music]. Goeyvaerts, K. Selbstlose Musik. Texte – Briefe – Gespräche [Selfless Music. Texts – Letters – Conversations]. Edited and with an Introduction by Mark Delaere. Köln: Edition Musik Texte, 2010. S. 171-173.

Goeyvaerts K. Selbstlose Musik. Texte – Briefe – Gespräche [Selfless Music. Texts – Letters – Conversations]. Edited and with an Introduction by Mark Delaere. Köln: Edition MusikTexte, 2010. 560 S.

Griffiths P. Modern Music and After. 3rd edition. New York: Oxford University Press, 2010. 373 p.

Harvey J. The Music of Stockhausen: An Introduction. Berkeley: University of California Press, 1975. 144 p.

Kurtz M. Stockhausen: A Biography. Translated by Richard Toop. London: Faber and Faber, 1992. 259 p.

Maconie M. Other Planets: The Complete Works of Karlheinz Stockhausen 1950-2007. Lanham, Boulder, New York, London: Rowman & Littlefield, 2016. 592 p.

Stockhausen K. Weberns Konzert für 9 Instrumente op. 24. Analyse des ersten Satzes [Webern’s Concerto for 9 Instruments op. 24. Analysis of the First Movement]. Melos 20. 1953. Heft 12. S. 343-348.

Wörner K. Stockhausen: Life and Work. Berkeley: University of California Press, 1976. 270 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.088-094

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.