Пасторальные образы в детских балетах Дебюсси и Равеля

Oksana A. Gagarina

Аннотация


Во французском балетном театре первых десятилетий ХХ века наблюдалась неожиданная актуализация
пасторальной тематики. Нередко пасторальный идеал музыкального театра возрождался в образе детства.
Соприкосновение детской и пасторальной тематики в искусстве – явление далеко не новое. Культ просто-
ты и наивности составляют одну из основ пасторального миросозерцания. Специфическим претворением
пасторальных образов начала XX века становятся театральные сочинения для детской аудитории – бале-
ты К. Дебюсси «Ящик с игрушками» (1913) и М. Равеля «Дитя и волшебство» (1925), где пасторальная
модель присутствует на уровне сюжета. Пасторальные образы балетов Дебюсси и Равеля приобретают
многозначный, разноплановый смысл. Так, пасторальная сцена из «Ящика с игрушками» К. Дебюсси – это
и остроумная игра с традицией, театральными клише, и вместе с тем, отражение новой картины мира пред-
военной Европы, спроецированной художником на мир детского сознания. Пасторальная сцена лирической
фантазии «Дитя и волшебство» М. Равеля представляет стилизованный образ прошлого (индивидуального
или общечеловеческого), выступая одним из мотивов исповеди художника, высказанной от лица ребёнка.
«Детские» интерпретации пасторального мифа во французском балетном театре связаны с общекультурной
тенденцией времени – восприятием пасторали как Золотого века, к архетипу которого апеллирует и образ
детства.

Ключевые слова: искусство начала XX века, К. Дебюсси, М. Равель, пастораль, детские балеты, француз-
ский музыкальный театр.


Полный текст:

PDF

Литература


Gagarina O. A. Frantsuzskiy baletnyy teatr nachala XX veka: na puti k novomu sintezu [The French Ballet Theater of the Early 20th Century: On the Path Towards a New Synthesis]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014. № 1, pp. 39–45.

Debyussi K. A. Stat’i. Retsenzii. Besedy [Debussy C. A. Articles. Reviews. Interviews]. Translation and Comments by A. Bushen; Edited and with an Introductory Article by Yu. Kremlev. Moscow; Leningrad: Muzyka, 1964. 280 p.

Yermakov A. A. Zhanrovye osobennosti detskoy opery dlya lyubitel’skogo teatra: na primere tvorchestva ural’skikh kompozitorov: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Genre Features of Children’s Opera for Amateur Theater: on the Example of Musical Works by Composers of the Urals: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ekaterinburg, 2012. 182 p.

Zharkova V. B. Progulki v muzykal’nom mire Morisa Ravelya (v poiskakh smysla poslaniya Mastera): monografiya [Promenades in the Musical World of Maurice Ravel (in Search of the Sense of the Master’s Message): Monographic Work]. Kiev: Avtograf, 2009. 528 p.

Zavarova A. V. Mif o detstve. Osmyslenie detstva v iskusstve kontsa XIX – nachala XX vekov [The Myth about Childhood. Interpretation of Childhood in the Art of the Late 19th and Early 20th Centuries]. Detskaya literatura [Children’s Literature]. 1994. No. 3, pp. 71–74.

Korobova A. G. Pastoral’ v muzyke evropeyskoy traditsii: k teorii i istorii zhanra. Issledovanie [The Pastoral in Music of the European Tradition: Concerning the Theory and the History of the Genre: Research]. Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory. Ekaterinburg, 2007. 656 p.

Korobova A. G. Sud’ba fenomena i ponyatiya «zhanr» v muzykal’noy kul’ture noveyshego vremeni [The Destiny of the Phenomenon and the Concept of “Genre” in the Musical Culture of Contemporary Times]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2013. No. 1, pp. 233–237.

Romanova L. V. Traditsii bidermayera v otechestvennom detskom fortepiannom al’bome [The Traditions of Biedermeier in the Children’s Album for Piano in Russia]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 4, pp. 155–163. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.4.155-163.

Smirnov V. V. Moris Ravel’ i ego tvorchestvo: monografiya [Maurice Ravel and his Oeuvres: Monographic Work]. Leningrad: Muzyka, 1981. 224 p.

Chesterton G. K. V zashchitu farforovykh pastushek [In Defense of Porcelain Shepherdesses]. Samosoznanie kul’tury i iskusstva XX veka. Mysliteli i pisateli Zapada o meste kul’tury v sovremennom obshchestve [The Consciousness of 20th Century Culture and Art. Thinkers and Writers of the West about the Position of Culture in Modern Society]. Moscow, 1991. 366 p.

Epshteyn M. Obrazy detstva [Images of Childhood]. Epshteyn M., Yukina E. Novyy mir [New World]. 1979. No. 12, pp. 242–257.

Christiaens J. Ravel ontrafeld: Leven en werk van Maurice Ravel. Leuven: Lipsius Leuven, Leuven University Press, 2015. 120 р.

Fillerup J. Ravel and Robert-Houdin, Magicians. 19th-Century Music. 2013. No. 2, pp. 130–158.

Kaminsky P. Unmasking Ravel: New Perspectives on the Music. Vol. 84. Rochester, New York: University of Rochester Press, Boydell and Brewer, 2011. 352 р.

Kelly B. L. Music and Ultra-Modernism in France: A Fragile Consensus, 1913–1939: Music in Society and Culture. Woodbridge, Suffolk: Boydell and Brewer, Boydell Press, 2013. 269 р.

Morrison S. Debussy’s Toy Storie. The Journal of Musicology. 2013. No. 3, pp. 424–459.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.042-050

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.