Электронные азбуки для нотолинейной реконструкции знаменного распева
Аннотация
Проблема нотолинейной реконструкции знаменных песнопений не теряет своей актуальности особенно
для случая беспометной нотации. Важную роль в решении этой проблемы играют азбуки знаменного распева.
Созданные авторами данного исследования электронные азбуки знаменного распева выгодно отличаются от
азбук XV–XVI веков с их толкованиями и от «авторских» азбук XIX века по следующим показателям: 1) они
построены на основе двознаменных певческих книг конца XVII – начала XVIII веков, когда знаменный рас-
пев достиг своего наивысшего расцвета; 2) азбуки формируются для разных типов певческих книг (Октоихи,
Праздники, Ирмологий) и содержат разнообразную количественную информацию, играющую важную роль в
процессе дешифровки. В статье описывается структура азбук (с детальными примерами) и возможности их
использования (анализ гласовой специфики знаменного распева, уточнение семантики помет, сравнительный
анализ разных типов певческих рукописей и др.).
Ключевые слова: двознаменники, знаменный распев, нотолинейное представление, алфавит знамен, азбука, помета.
Полный текст:
PDFЛитература
Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Ispol’zovanie bilingv «znamya-nota» dlya vyyavleniya invariantnykh strukturnykh edinits znamennogo raspeva [The Use of the Bilingual Set “Sign-Note” for Disclosing the Invariant Structural Units of the Znamenny Chant]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 2 (19), pp. 5–11. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.2.19.005-011.
Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. O funktsiyakh ukazatel’nykh pomet (na materiale dvoznamennika XVIII veka) [Concerning the Functions of the Indicative Marks (based on the Material of the Dvoyeznamennik from the 18th Century)]. Sibirskiy muzykal’nyy al’manakh [Siberian Music Almanac]. Novosibirsk, 2002, pp. 81–92.
Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Faktory, vliyayushchie na tochnost’ notolineynoy rekonstruktsii pometnykh znamennykh pesnopeniy [The Factors Influencing the Accuracy of the Reconstruction in Staff-Notation of the Russian Znamennyi Marked Chants]. Sibirskiy muzykal’nyy al’manakh [Siberian Music Almanac]. Novosibirsk, 2004, pp. 51–59.
Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Elektronnaya azbuka znamennogo raspeva: рredvaritel’naya versiya [The Electronic Alphabet of the Znamenny Chant: Preliminary Version]. Analiz strukturnykh zakonomernostey. Vychislitel’nye sistemy [Analysis of Structural Regularities. Computational Systems]. Novosibirsk, 2005, No. 174, pp. 29–53.
Brazhnikov M. V. Drevnerusskaya teoriya muzyki. Po rukopisnym materialam XV–XVIII vekov [Early Russian Music Theory. Based on Manuscript Materials from the 15th–17th Centuries]. Leningrad: Muzyka Press, 1972. 424 p.
Zvereva S. G. K probleme deshifrovki znamennoy notatsii kontsa XVII – nachala XVIII vv. [Concerning the Issue of Deciphering the Znamenny Notation of the Late 17th and Early 18th Centuries]. Problemy deshifrovki drevnerusskikh pesnopeniy: sb. nauch. tr. [Issues of Deciphering Early Russian Chants: a Compilation of Scholarly Works]. Leningrad, 1987, pp. 73–89.
Pevcheskie azbuki Drevney Rusi [The Chant Alphabet of Ancient Rus]. Publications, Translations, Foreword and Commentaries by D. Shabalin. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1991. 278 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.014-021
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.