Электронные азбуки для нотолинейной реконструкции знаменного распева

Irina V. Bakhmutova, Vladimir D. Gusev, Tatiana N. Titkova, Boris A. Shindin

Аннотация


Проблема нотолинейной реконструкции знаменных песнопений не теряет своей актуальности особенно
для случая беспометной нотации. Важную роль в решении этой проблемы играют азбуки знаменного распева.
Созданные авторами данного исследования электронные азбуки знаменного распева выгодно отличаются от
азбук XV–XVI веков с их толкованиями и от «авторских» азбук XIX века по следующим показателям: 1) они
построены на основе двознаменных певческих книг конца XVII – начала XVIII веков, когда знаменный рас-
пев достиг своего наивысшего расцвета; 2) азбуки формируются для разных типов певческих книг (Октоихи,
Праздники, Ирмологий) и содержат разнообразную количественную информацию, играющую важную роль в
процессе дешифровки. В статье описывается структура азбук (с детальными примерами) и возможности их
использования (анализ гласовой специфики знаменного распева, уточнение семантики помет, сравнительный
анализ разных типов певческих рукописей и др.).

Ключевые слова: двознаменники, знаменный распев, нотолинейное представление, алфавит знамен, азбука, помета.


Полный текст:

PDF

Литература


Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Ispol’zovanie bilingv «znamya-nota» dlya vyyavleniya invariantnykh strukturnykh edinits znamennogo raspeva [The Use of the Bilingual Set “Sign-Note” for Disclosing the Invariant Structural Units of the Znamenny Chant]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 2 (19), pp. 5–11. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.2.19.005-011.

Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. O funktsiyakh ukazatel’nykh pomet (na materiale dvoznamennika XVIII veka) [Concerning the Functions of the Indicative Marks (based on the Material of the Dvoyeznamennik from the 18th Century)]. Sibirskiy muzykal’nyy al’manakh [Siberian Music Almanac]. Novosibirsk, 2002, pp. 81–92.

Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Faktory, vliyayushchie na tochnost’ notolineynoy rekonstruktsii pometnykh znamennykh pesnopeniy [The Factors Influencing the Accuracy of the Reconstruction in Staff-Notation of the Russian Znamennyi Marked Chants]. Sibirskiy muzykal’nyy al’manakh [Siberian Music Almanac]. Novosibirsk, 2004, pp. 51–59.

Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N. Elektronnaya azbuka znamennogo raspeva: рredvaritel’naya versiya [The Electronic Alphabet of the Znamenny Chant: Preliminary Version]. Analiz strukturnykh zakonomernostey. Vychislitel’nye sistemy [Analysis of Structural Regularities. Computational Systems]. Novosibirsk, 2005, No. 174, pp. 29–53.

Brazhnikov M. V. Drevnerusskaya teoriya muzyki. Po rukopisnym materialam XV–XVIII vekov [Early Russian Music Theory. Based on Manuscript Materials from the 15th–17th Centuries]. Leningrad: Muzyka Press, 1972. 424 p.

Zvereva S. G. K probleme deshifrovki znamennoy notatsii kontsa XVII – nachala XVIII vv. [Concerning the Issue of Deciphering the Znamenny Notation of the Late 17th and Early 18th Centuries]. Problemy deshifrovki drevnerusskikh pesnopeniy: sb. nauch. tr. [Issues of Deciphering Early Russian Chants: a Compilation of Scholarly Works]. Leningrad, 1987, pp. 73–89.

Pevcheskie azbuki Drevney Rusi [The Chant Alphabet of Ancient Rus]. Publications, Translations, Foreword and Commentaries by D. Shabalin. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1991. 278 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.014-021

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.