Проблемные вопросы современной музыковедческой терминологии

Olga I. Kulapina

Аннотация


Статья посвящена рассмотрению современных подходов, аспектов изучения, путей развития терминоло-
гии музыкознания, составляющих основу понятийного аппарата науки и имеющих непосредственное отноше-
ние к проблемам методологии музыковедческого исследования. Отмечая удивительное богатство, многогран-
ность понятий и используя не только музыковедческие, но и литературоведческие и философские изыскания,
автор предполагает, что по сравнению с точными и естественными науками творческое начало в гуманитарных
науках способствует более свободному обращению с терминами. В опоре на музыкально-теоретические труды
М. Г. Арановского, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой, Т. В. Чередниченко, изучающих
термины в методологическом контексте, в работе затрагиваются вопросы: какими должны быть понятия, как
вводится термин в научный текст, как избежать «терминологического коллапса» и др. Исходя из конкретных
работ Б. В. Асафьева и Б. Л. Яворского, выводится закономерность эволюции ряда категориальных понятий в
научном творчестве учёных. Исследование Т. В. Чередниченко расценивается как первый опыт текстологиче-
ского анализа фундаментального исследования Б. В. Асафьева. Наряду с этим в статье подчёркивается своео-
бразная «многоимённость» как самой науки (музыкознание), так и одной из его отраслей (этномузыкология).
Из анализа названий делается вывод о различии путей их появления и развития: синхроническом и диахрони-
ческом. В целях определения подлинных создателей музыковедческих понятий, в том числе и современных,
автор статьи предлагает собрать все известные сведения по терминологии в едином электронном справочнике
энциклопедического плана, привлекая к этому процессу музыковедов-исследователей различных направлений.

Ключевые слова: понятийный аппарат науки, терминология, методология музыкознания, музыковедение,
этномузыкология.


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovsky M. G. Voprosy terminologii, ili O pol’ze byt naivnym [Questions of Terminology, or Concerning the Benefits of Being Naïve]. Aranovsky M. G. Muzyka. Myshlenie. Zhizn. Stat’i, intervyu, vospominaniya [Music. Thinking. Life. Articles, Interviews, Memoirs]. Edited by N. A. Ryzhkova. Moscow, 2012, pp. 64–70.

Askin Yakov Fomich. Tvorcheskiy portret filosofa [Askin Yakov Fomich. A Creative Portrait of the Philosopher]. Edited by R. D. Klochkovskaya, O. I. Kulapina, G. N. Petrova. Saratov: Publishing House of the Saratov State University, 2002. 92 p.

Gvishiani N. B. Yazyk nauchnogo obshcheniya: voprosy metodologii [The Language of Scholarly Communication: Questions of Methodology]. 2nd Edition, Revised. Moscow: LKI, 2008. 280 p.

Kulapina O. I. Traktovka kategorii stilya v epistolyarnom nasledii B. L. Yavorskogo (iz perepiski s S. V. Protopopovym) [The Interpretation of Style in the Epistolary Legacy of Boleslav Yavorsky (from his Correspondence with Sergei Protopopoff)]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2014. No. 4 (17), pp. 31–34.

Massina S. A. Spetsifika muzykovedcheskoy terminologii [The Specificity of Musicological Terminology]. Lingvisticheskie i sotsiokulturnye aspekty prepodavaniya inostrannogo yazyka [The Linguistic and Socio-Cultural Aspects of Teaching a Foreign Language]. Saratov, 2014, pp. 53–57.

Medushevsky V. V. Klyuchevye ponyatiya i predstavleniya [The Key Concepts and Perceptions]. Master-klass (15.11.2014) [Master Class]. URL: youtube.com/watch?v=hViBUMNJnIE.

Medushevsky V. V. Migratsii terminov i sistemnost’ nauki [Migration of Terms and the Systematic Nature of Scholarship]. URL: bookish.link/osnovyi-psihologii/medushevskiy-migratsii-terminov-sistemnost 24124.html.

Nazaykinsky E. V. Iskusstvo i nauka v deyatel’nosti muzykoveda [Art and Scholarship in the Activities of the Musicologist]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka [Musical Art and Scholarship]. Issue 2. Moscow, 1973, pp. 3–16.

Nazaykinsky E. V. Terminy, ponyatiya, metafory… [Terms, Concepts, Metaphors ...]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1984. No. 10, pp. 70–81.

Ryzhkova N. A. Teoriya muzykal’nogo teksta M. G. Aranovskogo i perspektivy strukturno-semioticheskogo metoda [The Theory of the Musical Text of M. G. Aranovsky and the Prospects of the Structural-Semiotic Method]. Muzykovedcheskiy forum “Pamyati M. G. Aranovskogo”: tezisy dokladov (noyabr’ 2010) [The Musicological Forum “In memory of M. G. Aranovsky”: Abstracts (November 2010)]. URL: gnesinacademy.ru/userphoto/FileMuzForum2k10/Abstracts.pdf.

Kholopova V. N. Fenomen muzyki [The Phenomenon of Music]. Moscow; Berlin: Direkt-Media, 2014. 384 p.

Cherednichenko T. V. Terminologicheskaya sistema B. V. Asafieva (Na primere issledovaniya “Muzykal’naya forma kak protsess”) [The Terminological System of B. V. Asafiev (On the Example of the Book “Musical Form as a Process”)]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka: sb. st. [The Art of Music and Scholarship: A Collection of Articles]. Issue 3. Edited by E. V. Nazaykinsky. Moscow, 1978, pp. 215–229.

Shul’gin D. I. Slovar’ muzykovedcheskikh terminov i ponyatiy (pervoe avtorskoe media-izdanie) [A Dictionary of Musicological Terms and Concepts (the Author’s First Media Publication)]. 1st Edition. Moscow: Direkt-Media, 2013; 2st edition. Moscow: Direkt-Media, 2014. URL: ru.wikipedia.org/.../.

Gaudin F. Socioterminologie: une approche sociolinguistique de la terminologie [Socioterminology: a Sociolinguistic Approach to Terminology]. Publ. avec le concours de la Communauté française de Belgique, Service de la langue française. 1. ed. Bruxelles: Duculot, 2003. 286 p.

Temmerman R. Towards New Ways of Terminology Description. The sociocognitive approach. Terminology and Lexicography Research and Practice. 2000. No. 3. 276 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.2.006-013

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.