Проект преподавания общих дисциплин в музыкальном вузе

Alexander I. Demchenko

Аннотация


В задачу высшего музыкального образования помимо специальной подготовки входит обеспечение широко-
го общемузыкального и гуманитарного кругозора. Однако круг дисциплин, призванных осуществлять в Рос-
сии эту задачу, в нынешнем виде страдает полной разобщённостью. Для того, чтобы преодолеть её, нужен
связующий момент, положенный в основу всех основных курсов. Таковым может стать принцип историзма.
Под ним в данном случае подразумевается освоение всего цикла в параллельном, синхронном развёрты-
вании материала – от истоков к современности, в движении от эпохи к эпохе. Относительно легко осуще-
ствить подобные преобразования в изложении музыкально-исторических дисциплин, для чего необходимо
преодолеть традицию раздельного преподнесения истории отечественной и зарубежной музыки. В препо-
давании музыкально-теоретического цикла необходимо отрешиться от разграничения на самостоятельные
дисциплины и вернуться к изначальному, общеродовому понятию теории музыки. Труднее преодолеть инер-
цию преподавания общественных наук, причём для нужд консерватории желательна замена существующих
предметов курсом всемирной истории, который вобрал бы в себя все необходимые сведения из философии,
социологии, экономики, эстетики и т. д. Данный проект нацелен на тот конечный результат, ради которого
существует консерватория – воспитание музыканта высокой квалификации.

Ключевые слова: высшее музыкальное образование, учебные планы российских консерваторий, комплекс-
ное преподавание общемузыкальных и гуманитарных дисциплин, принцип историзма в преподавании музыки.


Полный текст:

PDF

Литература


Gumanitarnoye obrazovanie v khudozhestvennom vuze [A Liberal Arts Education at a Higher Educational Art Institute]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2016. 204 p.

Demchenko A. I. Globalizatsiya i khudozhestvennoe obrazovanie [Globalization and Artistic Education]. Sovremennoye iskusstvo v kontekste globalizatsii [Modern Art in the Context of Globalization]. St. Petersburg, 2011, pp. 78–90.

Demchenko A. I. Ob odnoy iz vozmozhnykh perspektiv khudozhestvennogo obrazovaniya [About one of the Possible Perspectives of Artistic Education]. Kontseptsiya obrazovaniya v iskusstve i nauke [Philosophy of Education in Art and Science]. Moscow, 2012, pp.132–156.

Demchenko A. I. O putyakh sovershenstvovaniya khudozhestvennogo obrazovaniya [On the Paths of Improvement of Artistic Education]. Obrazovanie i nauka XXI veka [Education and Science of the 21st Century]. Sofia, 2012, pp. 48–57.

Modernizatsiya vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Modernization of Higher Music Education]. St. Petersburg, Saint Petersburg State Conservatory, 2011. 230 p.

Shaymukhametova L. N. Bolonskiy protsess i gorizonty muzykal'noy nauki [The Bologna Process and the Horizons of Musical Scholarship]. Problemy muzykal'noj nauki [Music Scholarship]. 2009, No. 1 (4), pp. 6–10.

Shaymukhametova L. N., Tankelevich E. L. Vospityvat' tvorcheskoye myshleniye [Fostering Creative Thinking]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1988, No. 9, pp. 101–111.

Elliot David J., Silverman Marissa. A Philosophy of Music Education. New York: Oxford University Press, 2015. 541 p.

Kertz-Welzel A. Didaktik of Music: A German Concept and its Comparison to American Music Pedagogy. International Journal of Music Education (Practice). 2004. 22 No. 3, pp. 277–286.

Leask B., Bridge C. (2013) Comparing internationalisation of the curriculum in action across disciplines: Theoretical and practical perspectives. Compare. 2013. No. 43(1), pp. 79–101.

McPherson G., Graham W. The Oxford Handbook of Research in Music Education. Volume 2. New York: Oxford University Press. 2012. 736 p.

Schippers H. Facing the Music. New York: Oxford University Press, 2010. 240 p.

Serenko A. Student satisfaction with Canadian music programs: The application of the American Customer Satisfaction Model in higher education. Assessment and Evaluation in Higher Education. 2011. No. 36 (3), pp. 281–299.

Zgaga P. Looking out: The Bologna Process in a Global Setting On the “External Dimension” of the Bologna Process. Norwegian Ministry of Education and Research, 2014. 242 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.137-142

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.