Тема Судьбы и Промысла в «Иоланте» П. И. Чайковского

Antonina L. Makarova

Аннотация


В статье рассматривается религиозно-духовная проблематика оперы П. И. Чайковского «Иоланта». При ана-
лизе либретто выявляется евангельская порождающая модель сюжета – притча о слепорождённом (Ин., 9),
с её темой Божественной промыслительности страданий, которые оказываются не наказанием за неведомый
грех, а средством спасения, приводящим слепца к прозрению, вере и познанию Бога. Воплощение данной
темы в «Иоланте» прослеживается на уровне музыкальной драматургии через взаимодействие семантизи-
рованных элементов музыкального текста, репрезентирующих трагическую и сакральную образные сферы,
соотносимые в опере с понятиями Судьбы и Промысла. Выявляется связь первой сферы с поэтикой трагедии
рока, модельно заданной Интродукцией, а также рассматриваются моменты и принципы опровержения ро-
ковой драматургической модели путём преобразования музыкальных элементов с «негативной» семантикой
в музыкальные символы мистической образности. По ходу анализа обосновывается системность содержа-
тельно-направленной работы композитора с музыкальным текстом, в котором формируется драматургиче-
ский вектор оперы – от трагедии рока к финальному «литургическому» действу. Работа содержит вывод о
том, что проблема преодоления судьбы имела для композитора глубинную мировоззренческую мотивировку,
что способствовало особой религиозно-духовной акцентуации его последней оперы.

Ключевые слова: Чайковский, опера «Иоланта», оперная драматургия, трагедия рока и тема судьбы в му-
зыке, сакральные музыкальные элементы.


Полный текст:

PDF

Литература


Vasil’eva N. V. Skrytyy eskhatologicheskiy stsenariy v opere P. I. Chaykovskogo «Iolanta» [The Hidden Eschatological Scenario in P. I. Tchaikovsky’s Opera “Iolanta”]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2006, No. 10, pp. 56–58.

Goncharenko G. S. O poetike opery [On the Poetics of Opera]. Novosibirsk: Novosibirsk state Glinka Conservatory, 2010. 259 p.

Kirillina L. V. Orfizm i opera [Orphism and Opera]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1992, No. 4, pp. 83–94.

Klimovitskiy A. I. Mozart Chaykovskogo: fragmenty syuzheta [Tchaikovsky’s Mozart: Fragments of a Plot]. Muzykal'noe prinoshenie: sb. st. K 75-letiyu E. A. Ruch'evskoy [A Musical Contribution: Essays for the Commemoration of the 75th Anniversary of Yekaterina A. Ruchyevskaya]. St. Petersburg, 1998, pp. 45–105.

Komarnitskaya O. V. Drama, epos, skazka, lirika v russkoy klassicheskoy opere XIX veka [Drama, Epos, Fairy Tale and Lyricism in 19th-Century Russian Classical Opera]. Russkaya opera XIX veka: sb. tr. [Nineteenth-Century Russian Opera: Collected Articles]. Issue 122. Moscow, 1991, pp. 5–27.

P. I. Chaykovskiy. Zabytoe i novoe: al'manakh [Peter I. Tchaikovsky: The Forgotten and the New: An Almanac]. Issue 2. Compiled by P. E. Vaydman and G. I. Belonovich. Moscow, 2003. 464 p.

Parin A. V. Khozhdenie v nevidimyy grad. Paradigmy russkoy klassicheskoy opery [Entering the Invisible City. The Paradigms of Russian Classical Opera]. Moscow: Agraf, 1999. 464 p.

Prikhodovskaya E. A. Svet v opere P. I. Chaykovskogo «Iolanta» (k voprosu rezhissyorskoy kontseptsii) [Light in P. I. Tchaikovsky’s “Iolanta”: Concerning the Question of the Producer’s Conception]. Prometey-2012. Galeyevskie chteniya: mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Prometheus-2012. The Galeyev Readings. Proceedings of the International Scholarly Conference] Kazan, 2012, pp. 163–167.

Protopopov V. V., Tumanina N. V. Opernoe tvorchestvo Chaykovskogo [Opera Work of Tchaikovsky]. Moscow: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1975. 371 p.

Serebryakova L. A. «Geometriya tragedii» v «Khovanshchine» M. P. Musorgskogo [“The Geometry of Tragedy” in Modest P. Mussorgsky’s “Khovanshchina”]. Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya: elektronnoe periodicheskoe izdanie GII [The Art of Music. Its Theory and History: An Electronic Periodical Edition of the State Institute for Art History]. 2015 (13), pp. 28–45. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/fdc/imti_2015_13_26_45_serebryakova.pdf

Serebryakova L. A. V belom i chyornom: «Iolanta» i «Aleko» v Ekaterinburgskoy opere [In White and Black: “Iolanta” and “Aleko” in the Ekaterinburg Opera]. Bol'shoy zhurnal Bol'shogo teatra [The Grand Magazine of the Bolshoi Theater]. 2002, No. 1 (5), pp. 50–52.

Skvortsova I. A. Zagadochnyy svet «Iolanty» [The Mysterious Light of “Iolanta”]. P. I. Chaykovsky. «Iolanta»: buklet k premyere 14 iyunya 1997 goda [Peter I. Tchaikovsky. “Iolanta”: A Booklet for the Premiere Performance, June 14, 1997]. Moscow, 1997, pp. 21–22.

Skvortsova I. A. Stil' modern v russkom muzykal'nom iskusstve rubezha XIX–XX vekov [The Moderne Style in the Russian Art of Music at the Turn of the 19th and 20th Centuries]. Moscow: Kompozitor, 2009. 354 p.

Bilodeau L. “Iolanta” et la lumière de la vérité [“Iolanta” and the Light of the Truth]. Avant-Scène Opera [The Opera Proscenium]. Paris, 2016, No. 290. Tchaikovski. “Iolanta” + ballet Casse-Noisette; Rachmaninov. “Aleko” [The Nut-Cracker; “Aleko”], pp. 56–61.

Braun L. Studien zur russischen Oper im späten 19. Jahrhundert [Studies in the Russian Opera of the Late 19th Century]. (Cajkovskij-Studien; 4). Mainz, 1999. 419 S.

Grönke K. Čajkovskijs Einakter Iolanta: Verwandlung durch Liebe [Tchaikovsky’s One-Act Iolanda: A Transfiguration through Love]. Tschaikowsky- Gesellschaft Mitteilungen [Proceedings of the Tchaikovsky Society]. 5 (1998), S. 17–25.

Lischke A. Piotr Ilyitch Tchaikovski. Fayard, 1993. 1132 p.

Quintern D. The Cosmos of Yolanthe: Knowing without Seeing. Phenomenology of Space and Time. The Forces of the Cosmos and the Ontopoietic Genesis of Life: Book One / Ed. A.-M. Tymieniecka. Heidelberg; New York; Dordrecht; London, 2014. (Analecta Husserliana, CXVI), pp. 135–145.

Quintern D. Im spannungsfeld fon Mystik und Augenheilkunde – Zur Figur des Ibn-Yahya in Čajkovskijs Oper Iolanta [In the Field of Exertion between Mystic and Ophthalmology]. Tchaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen [Proceedings of the Tchaikovsky Society]. 20 (2013), S. 130–143.

Wiley R. J. Tchaikovsky. New York: Oxford University Press, 2009. 546 p.

Zajaczkowski H. An introduction to Tchaikovsky’s operas. Westport, Connecticut, London, 2005. 134 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.111-120

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.