Основные аспекты влияния Джузеппе Тартини на скрипичные сонаты Ивана Хандошкина

Marat R. Gabdullin

Аннотация


Выдающий русский скрипач Иван Хандошкин глубоко постиг традиции итальянских музыкантов, оказав-
ших влияние на его творчество и исполнительство. Наибольший интерес он проявил к достижениям вели-
кого Джузеппе Тартини. Автор статьи, рассматривая сонаты Хандошкина, показывает их близость эстетике,
композиционным приёмам Тартини. Наряду с общими тенденциями техники смычка, трактовки скрипич-
ного тембра, расширения диапазона инструмента, выделены наиболее существенные аспекты воздействия
Тартини: тяготение к итальянскому стилю concitato (в частности, использование диссонирующих интерва-
лов); опора на особенности оперного речитатива; воплощение специфики оперного стиля lamento; передача
вокальной природы народной мелодики; балансирование между чёткой структурной организацией (с глу-
бокими контрастами разделов) и сквозным развитием; расширение технических возможностей правой руки
(обогащение штрихов). Особое внимание автор статьи уделяет каденциям Хандошкина, усматривая и в этой
сфере следование методам Тартини. Так, указание Хандошкиным fermata (либо выдержанной ноты) в конце
музыкальной фразы или раздела подразумевает импровизацию исполнителя, выполняющую как декоратив-
ную, так и формообразующую функции. Углубляя выразительные возможности скрипки и внедряя новые
исполнительские приёмы, Хандошкин первым развил жанр скрипичной сонаты. Это стало возможным бла-
годаря его уникальному таланту объединения собственных практических навыков с западноевропейскими
исполнительскими новациями.

Ключевые слова: Иван Хандошкин, Джузеппе Тартини, русская скрипичная школа, итальянская скрипич-
ная школа, сольная скрипичная соната, скрипичная техника.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Bakhtiyarova E.E. Skripichnoye ispolnitel'stvo v Rossii XVIII veka [Violin Performance in 18th Century Russia]. Problemy muzykalnoj nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 2 (11), pp. 89–93.

Ginzburg L. S., Grigoriev V. Yu. Istoriya skripichnogo iskusstva [History of the Art of the Violin]. Issue 1. Moscow: Muzyka, 1990. 303 p.

Khandoshkin I. E. Sochineniya [Compositions]. Pamyatniki russkogo muzykal'nogo iskusstva [Monuments of the Art of Russian Music]. Issue 12. Compilation by I. M. Yampolskiy and B. V. Dobrokhotov. Moscow: Muzyka, 1988. 288 p.

Fesechko G. F. Ivan Evstafievich Khandoshkin: monograficheskiy ocherk [Ivan Evstafievich Khandoshkin: a Monographic Essay]. Leningrad: Muzyka, 1972. 88 p.

Kovalyov K. P. Imena i litsa russkoy kul'tury: Ivan Evstafievich Khandoshkin – pervaya skripka Rossii [The Names and Kingpins of Russian Culture: Ivan Evstafievich Khandoshkin – the First Violin of Russia]. Moscow: Gorky Literary Institute Press, 2005. 406 p.

Yampolsky I. M. Russkoe skripichnoe iskusstvo [History of the Art of the Violin]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1951. 516 p.

Babitz, Sol. Gisueppe Tartini: Treatise on the Ornaments of Music. Published by Carl Fischer: New York, 1956. 42 p.

Boyden, David D. The History of Violin Playing from Its Origins to 1761 and Its Relationship to the Violin and Violin Music. London: Oxford University Press, 1965. 569 p.

Dilworth, John. The Violin and Bow-Origins and Development. The Cambridge Companion to the Violin. Ed. Robin Stowell. Cambridge University Press, 1992, pp. 92–159.

Gearhart, Fritz. The Use of “Tartini Tones”. Teaching. American String Teacher, August 2007, pp. 32–34.

Khandoshkin, Ivan. Three Sonatas For Violin Solo. Elibron Classics, 2012. 18 p.

Ornamentation in Giuseppe Tartini's. Traité des Agréments [Treaty of Accreditation]. C. M. Sunday, 2012. Accessed 20 July 2014. URL: http://beststudentviolins.com/tartini.html.

Tartini, Giuseppe. Two Sonatas for String Trio. Published by Alfred Music. Digital Sheet Music, AX.00- PC-0009481. 20 p.

Tartini, Giuseppe. The Art of Bowing for violin solo: Fifty variations on a Gavotte by Corelli. Werner Icking: Siengburg, 2000. 19 p.

Taruskin, Richard. Music in the Seventeenth and Eighteenth Centuries: The Oxford History of Western Music. Oxford University Press, 2009. 832 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2017.1.092-098

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.