Музыкально-смысловые аспекты в трудах американских и западноевропейских музыковедов 1990-х — 2000-х годов

Ildar D. Khannanov

Аннотация


Автор предлагает российскому читателю обзор новейших концепций западной теории музыки в той или иной степени созвучных современным исследованиям музыкального содержания в России, в том числе трудам В. Н. Холоповой и Л. Н. Шаймухаметовой. Избраны восемь концепций, наиболее важных для западной теории музыки последних двадцати лет. Это концепции музыкальной семиотики, представленные в Европе трудами Э. Тарасти и Дж. Стефани, а в США и Канаде —  Ж.-Ж. Натье и К. Агаву; «проект» Дальхауза, по-существу, основанный на критике музыкального содержания; американская теория топиков, созданная Л. Ратнером; теория музыкальной метафоры, поднятая на концептуальную высоту М. Спицером и Р. Монелем. В отдельном разделе рассматриваются недавние дискуссии  на конференциях голландско-фламандского Общества теории музыки, посвященные музыкальному содержанию, исполнительской интерпретации и их роли в музыкальном анализе. Автор касается также современного состояния исследования музыкальных эмоций как в художественном плане (П. Киви и М. Эмберти), так и в научном (Д. Хюрон и К. Крумхансль). Один из разделов посвящен так называемому Новому музыковедению  —направлению, ставшему знаковым в США в 1990-е годы и выходящему за рамки традиционной теории музыки. Кроме того, рассматривается исследование категории музыкального экфрасиса, то есть, музыкальной передачи образов других искусств, представленное трудами З. Брюн. 

Автор статьи стремится соотнести научный аппарат, принятый в России, с понятиями, выработанными известными новейшими направлениями современного западного музыкознания. 

Ключевые слова: музыковедение, семиотика, музыкальное содержание, теория метафоры, новое музыковедение 


Полный текст:

PDF

Литература


Holtmeier L. From «Musiktheorie» to «Tonsatz»: national socialism and German music theory after 1945 // Music analysis. — London, 2004.

Holtmeier L. German music theory between Wandervogel and the Third Reich /Abstract // Annual Meeting of the American Musicological Society. — Columbus, 2002.

Polth M. German music theory in post-war exile /Abstract // Annual Meeting of the American Musicological Society. — Columbus, 2002.

Rohringer S. Music theory and Musikwissenschaft: foundations of German systematic musicology: abstract // Annual Meeting of the American Musicological Society.-Columbus, 2002.

Schwab-Feelish O. Contemporary German reception of American music theory: abstract) // Annual Meeting of the American Musicological Society. — Columbus, 2002.

Khannanov I. Interpretation and performance as constituents of methodology of analysis at the Moscow Conservatory in the 1970s and 80s // Tijdschrift voor Musiektheorie. — Amsterdam, 2004. — Vol. 9, № 3.

Khannanov I. Russian Methodology of Music Theory and Analysis: Ph.D. dissertation. — UMI, ProQuest. — Ann Arbor, 2003.

Nattiez J.-J. Musicologie générale et sémiologie. — Paris, 1987.

Tarasti E. A theory of musical semiotics. — Bloomington, 1994.

Tarasti E. Signs of music: a guide to musical semiotics. — Berlin, 2002.

Tarasti E. Musical signification: essays in semiotic theory and analysis of music. — Berlin, 1995.

Tarasti E. Musical semiotics revisited. — Imatra, 2003.

Tarasti E. Existential semiotics. — Bloomington, 2000.

Tarasti E. De l'interprétation musicale. — Paris, 1983.

La psicologia della musica en Europa e in Italia / ed. Gino Stefani e Franca Ferrari. — Bologna, 1985.

Marconi L. Gli intervali musicali. — Milano, 1992.

Stefani G. L'esspressione vocale e instrumental nella liturgia. — Torino, 1967.

Stefani G. La Melodia. — Milano, 1992.

Stefani G. Musica barocca: poetica e ideologia. — Milano, 1987.

Stefani G. Il segno della musica. — Roma, 1987.

Stefani G., Guerra Lisi S. Dizionario di Musica nella globalitá dei linguaggi. — Lucca, 2004.

Dahlhaus C. Analyse und Werturteil. — Mainz, 1970.

Eggebrecht H.-H. Sinn und Gehalt: Aufsätze zur musikalische Analyse. — Heinrichshofen, 1979.

Goehr L. The imaginary museum of musical works: an essay in philosophy of music. — New York, 1992.

Goehr L. The quest for voice: on music, politics and the limits of philosophy. — New York, 1998.

Goehr L., Herwitz D. «Don Giovanni» moment: essays on legacy of an opera. — New York, 2006.

Agawu K. Playing with signs. A semiotic interpretation of classic music. — Princeton, 1991.

Allanbrook W.J. Rhythmic gesture in Mozart's «Le nocce di Figaro» and «Don Giovanni». — Chicago,1983.

Ratner L. Classic music: expression, form and style. — New York, 1980.

Ratner L. The musical experience: sound, movement and arrival. — Stanford, 1983.

Ratner L. Romantic music: sound and syntax. — New York, 1992.

De Man P. Allegories of reading: figural language in Rousseau, Nietzsche, Rilke and Proust. — New Haven, 1979.

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. — Chicago, 1980.

Monelle R. Linguistics and semiotics in music. — Chur, 1992.

Spitzer M. Metaphor and musical thought. — Chicago, 2004.

Spitzer M. Music as philosophy: Adorno and Beethoven's late style. — Bloomington, 2006.

Kemme C. An analysis for performers: Debussy's song 'Il pleure dans mon coeur', no. 2 from Ariettes oubliées (1885–1888) // Annual meeting of the Society for Music Theory.-Washington D.C., 2005.

Mooiman B. O. Messiaen en de Franse harmonie: een studie over de verwantschap tussen de romantische orgel en het vroegerewerk van Olivier Messiaen // Tijdschrift voor Musiecktheorie. Vol. 9/1. — Amsterdam, 2004. — Vol. 9, № 1.

Huron D. Applying cognitive science to music analysis: a case study of musically-evoked laughter // Annual Meeting of the Society for Music Theory. — Baltimore, 2007.

Huron D. Sweet anticipation: music and psychology of expectation. — Cambridge, 2006.

Juslin P. N., Sloboda, J. A. Music and emotion. Theory and research. — Oxford, 2001.

Kivy P. Corded shell: reflections on musical expression. — Princeton, 1980.

Kivy P. Music alone: philosophical reflection on the purely musical expression. — Ithaca, 1990.

Kivy P. New essays on musical understanding. — Oxford, 2004.

Kivy P. Sound sentiment: an essay on musical emotions. — Philadelphia, 1989.

Krumhansl C. Cognitive foundations of musical pitch. — New York, 2001.

Meyer L. Emotion and meaning in music. — Chicago, 1956.

Meyer L. Explaining music: essays and explorations. — Chicago, 1975.

Trainor L. Musical origins: early competencies, acquisitions, and effects of musical experience on the brain // Annual Meeting of the Society for Music Theory. — Baltimore, 2007.

Khannanov I. D. Uchit'sya slyshat' muzyku: retsenziya na knigu L. Kramera «Muzykal'nyy smysl: k kriticheskoy istorii voprosa» // Siniy Divan. — 2003. — № 4.

Lacoue-Labarthe Ph. Musica ficta (figures de Wagner). — Paris, 1991.

McClary S. Feminine endings: music, gender and sexuality. — Minneapolis, 1991.

McClary S. Conventional wisdom: the content of musical form. — Berkeley, 2000.

Kramer L. Classical music and postmodern knowledge. — Berkeley, 1995.

Kramer L. Musical meaning: toward a critical history. — Berkeley, 2002.

Kramer L. Music as cultural practice, 1800-1900. — Bereley, 1991.

Taruskin R. Defining Russia musically: historical and hermeneutical essays. — Princeton, 1997.

Taruskin R. Text and act: essays on musical performance. — New York, 1995.

Tomlison G. Music and historical critique. — Burlington, 2007.

Subotnik R. Deconstructive variations: music and reason in Western society. — Minneapolis, 2006.

Žižek Sl. Opera's second death. — New York, 2002.

Bruhm S. Musical ekphrasis: composer's reaction to poetry and painting. — NewYork, 2000.

Lidov D. Elements of semiotics. — New York, 1999.

Lidov D. Is language a music? Writings on musical form and signification. — Bloomington, 2005.

Music and emotion: theory and research. Ed. Patrick N. Juslin and John A. Sloboda. — Oxford, 2001.

Schmalfeldt J. Berg's Wozzek: harmonic language and dramatic design. — New Haven, 1983.

Schmalfeldt J. Music that turns inward: new roles for interior movements and secondary themes in the early nineteenth-century music // Tijdschrift voor Musiektheorie. — Amsterdam, 2004. — Vol. 9/3.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.