Переломные эпохи как границы музыкально-исторических циклов

Saida Z. Iskhakova

Аннотация


Статья посвящена проблемам, связанным с природой исторического процесса в развитии музыкального искусства. Автор показывает эволюцию европейского музыкального мышления на протяжении последних десяти столетий, обращая внимание на так называемые «переходные эпохи». Такие периоды привносят в исторический контекст изменение звукового облика мира, когда определенные композиторы (музыкальные ученые) говорят о новых идеях в их композиционной технике. Художественные революции, происходящие в  течение переходных эпох, рассматриваются в качестве феномена, который возникает через  каждые 300 лет.

Ключевые слова: художественные революции, переломные эпохи, науковедение, Средневековье, Ренессанс.


Полный текст:

PDF

Литература


Evdokimova Yu. K. Mnogogolosie Srednevekov'ya. X–XIV veka // Istoriya polifonii. — M.: Muzyka, 1983. — Vyp. 1.

Zoltai D. Etos i affekt. Istoriya filosofskoy muzykal'noy estetiki ot zarozhdeniya do Gegelya. — M.: Progress, 1977.

Kaloshina G. Muzykal'noe iskusstvo na perelome stoletiy: fenomen «rubezhnosti» // Iskusstvo na rubezhakh vekov: mater. mezhdunar. nauch. konf. — Rostov n/D: RGK, Gefest, 1999.

Katunyan M. K izucheniyu novykh tonal'nykh sistem v sovremennoy muzyke // Problemy muzykal'noy nauki. — M.: Sov. kompozitor, 1983. — Vyp. 5.

Konrad N. I. Izbrannye trudy. Istoriya. — M.: Nauka, 1974.

Konrad N. I. Zapad i Vostok. — M.: Vostoch. lit-ra, 1972.

Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsiy. — M.: AST, 2003.

Livanova T. Iz istorii muzyki i muzykoznaniya za rubezhom / sost. Yu. K. Evdokimova. — M.: Muzyka, 1981.

Lobanova M. Muzykal'nyy stil' i zhanr: istoriya i sovremennost'. — M.: Sov. kompozitor, 1990.

Muzykal'naya estetika zapadnoevropeyskogo Srednevekov'ya i Vozrozhdeniya / sost. V. P. Shestakov. — M.: Muzyka, 1966.

Muzykal'nyy slovar' Grouva / per. s angl. L. O. Akopyana. — M.: Praktika, 2001.

Pankina E. V. Nekotorye voprosy sootnosheniya Srednevekov'ya i Renessansa v kul'turologicheskikh kontseptsiyakh XX veka // Teoreticheskie kontseptsii XX veka: itogi i perspektivy otechestvennoy muzykal'noy nauki: mater. Vseros. nauch. konf. — Novosibirsk, 2000.

Pospelova R. L. Zapadnaya notatsiya XI–XIV vekov. Osnovnye reformy (na materiale traktatov). — M.: Kompozitor, 2003.

Saponov M. A. Menestreli. — M.: Klassika XXI, 2004.

Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo tilya i fuga. Istoriya, teoriya, praktika. Ch. 1. Kontrapunkt strogogo stilya kak khudozhestvennaya traditsiya i uchebnaya distsiplina. — M.: Kompozitor, 2002.

Takkoni M. S. Sobranie bogosluzhebnykh knig kafedral'nogo sobora Florentsii: dve tserkvi i chetyre stadii sozdaniya // Cantus planus — 2002. Russkaya versiya. T. 1. — SPb.: Kompozitor, 2004.

Fedotov V. Nachalo zapadnoevropeyskoy polifonii (Teoriya i praktika rannego mnogogolosiya). — Vladivostok, 1985.

Kheyzinga Y. Osen' srednevekov'ya / per. s niderlandskogo D. V. Sil'vestrova. — M.: Ayris press, 2004.

Kholopov Yu. Izmenyayushcheesya i neizmennoe v evolyutsii muzykal'nogo myshleniya // Problemy traditsiy i novatorstva v sovremennoy muzyke. — M.: Sov. kompozitor, 1982.

Kholopov Yu. N., Pospelova R. L. Teoriya muzyki vremeni Palestriny: o traktate Dzh. Tsarlino «Ustanovleniya garmonii» // Russkaya kniga o Palestrine / nauch. tr. MGK im. Chaykovskogo. — Sb. 33. — M., 2002.

Yakovets Yu. V. Tsikly. Krizisy. Prognozy. — M.: Nauka, 1999.

Graut D. J., Palisca C. V. A History of Western Music. — N. Y.; London, 1988.

Lang P. H. Music in Western Civilization. — N.Y., 1941.

Leichtentritt H. Music, History, and Ideas. — Cambridge, 1946.

Mc Kinney H. D., Anderson W. R. Music in History. The Evolution of an Art. — N. Y., 1957.

Reese G. Music in the Middle Ages. — N. Y., 1940.

Reese G. Music in the Renaissance. — N. Y., 1954.

Wiora W. Musik als Zeitkunst // Die Musikforschung. — Jg. X. — 1957. — H. 1.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.