Эстетика символизма и лады Яворского в творчестве Сергея Протопопова

Anton A. Rovner

Аннотация


Статья посвящена рассмотрению эволюции гармонического языка в творчестве русского композитора Сергея Протопопова (1893-1954) в контексте эстетики символизма. Проявления этой эстетики усматриваются в применении композитором системы его учителя Б.Яворского, известной как «теория ладового ритма». Период увлечения «ладами Яворского», продлившийся с 1917 по 1931 год, разделен автором на три стадии, каждая из которых последовательно анализируется. Последнее сочинение, написанное в этой традиции, рассматривается как своего рода демонстрация прощания композитора с  технологией модернизма.

Ключевые слова: С. Протопопов, лады Яворского, символизм, гармония ХХ века, музыкальный модернизм, русский авангард


Полный текст:

PDF

Литература


Vorob'ev I. S. Russkiy avangard i tvorchestvo Aleksandra Mosolova 1920-kh — 1930-kh godov. — SPb.: Kompozitor, 2006.

Goyovi D. Novaya sovetskaya muzyka 20-kh godov. — M., 2006.

Zhuravleva A. E. K probleme «sintetakkorda» N. Roslavtsa // Festival' iskusstv imeni Nikolaya Roslavtsa i Nauma Gabo: mater. nauch. konf. — Bryansk, 1994.

Kandinskiy V. V. O stsenicheskoy kompozitsii // Kandinskiy V. V. Izbrannye trudy po teorii iskusstva. V 2 t. T. 1. — M.: Gileya, 2008.

Levaya T. N. Russkaya muzyka nachala XX veka v khudozhestvennom kontekste epokhi. — M., 1991.

Rovner A. A. Lady B. Yavorskogo v muzyke S. Protopopova // Festschrift Valentine Nikolaevne Kholopovoy. — M., 2007.

Rovner A.A. «Mgnoven'ya pyl rozhdaet vechnost'» // Muzykal'naya akademiya. — 2005. —№ 4. — S. 139–143.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.