К проблеме исследования музыкального текста барокко (на примере бассо-остинатных жанров инструментальной музыки)
Аннотация
Статья ставит проблему методологии анализа смысловой организации музыкального текста барокко. Сделан обзор существующих подходов к его исследованию на примере бассо-остинатных жанров. Автор демонстрирует возможности семантического анализа в изучении содержательных структур текста западноевропейского барокко. Его технология последовательно раскрывается в процессе изучения и описания семантических процессов верхнего и нижнего тематических пластов, а также системы их соподчинения в едином художественном тексте.
Ключевые слова: методология семантического анализа, музыкальный текст барокко, типологическая модель basso ostinato
Полный текст:
PDFЛитература
Akopyan L. Analiz glubinnoy struktury muzykal'nogo teksta. — M.: Praktika, 1995.
Alekseeva I. Tematizm basso-ostinatnykh zhanrov instrumental'noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko. — Ufa: Laboratoriya muzykal'noy semantiki, 2005.
Aranovskiy M. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva. — M.: Sov. kompozitor, 1998.
Aranovskiy M. Sintaksicheskaya struktura melodii. — M.: Muzyka, 1991.
Asaf'ev B. Muzykal'naya forma kak protsess. — L.: Muzyka, 1971.
Val'kova V. Muzykal'nyy tematizm — myshlenie — kul'tura: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya. — Novgorod, 1993.
Kirichenko P. Intonatsionnaya leksika i artikulyatsiya plasticheskikh i ritoricheskikh figur v klavirnykh sochineniyakh barokko / UGII: Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa, 2002.
Kurt E. Osnovy linearnogo kontrapunkta. — M., 1931.
Lobanova M. Zapadnoevropeyskoe barokko: problemy estetiki i po etiki. — M.: Muzyka, 1994.
Lotman Yu. Izbrannye stat'i. — Tallin: Aleksandra, 1992. — T. 1: Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury.
Maksimova A. Baletto Fabritsio Karozo i ego traktat «Blagorodstvo dam» (Nobilta di Dame) // Starinnaya muzyka. Praktika. Aranzhirovka. Rekonstruktsiya: mater. nauch.-prakt. konf. MGK im. Chaykovskogo. — M., 1999. — S. 58–69.
Okrainets I. Dominiko Skarlatti. Cherez instrumentalizm k stilyu. — M.: Muzyka, 1994.
Tukhvatullina N. L., Kirichenko P. V. Struktura i funktsii ornamenta v muzykal'nom tekste fortepiannykh sonat Y. Gaydna / UGII: Laboratoriya muzykal'noy semantiki. — Ufa, 2002.
Shaymukhametova L. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy / Gos. institut iskusstvoznaniya. — M., 1999.
Shaymukhametova L. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy / RAM im. Gnesinykh. — M., 1998.
Shaymukhametova L. Nekotorye sposoby organizatsii napryazheniya v muzykal'nom tekste (na primere sochineniy I.-S. Bakha) // Zvuk, intonatsiya, protsess: sb. nauch. tr. / RAM im. Gnesinykh. — M., 1998. — Vyp. 148. — S. 36–46.
Shaymukhametova L. N., Selivanets N. G. Semanticheskie protsessy v tematizme sonat D. Skarlatti. — Ufa, 1998.
Yavorskiy B. Izbrannye trudy. T. 2, ch.1. — M.: Sov. kompozitor, 1987.
Rimann H. Basso ostinato und Basso quasi-ostinato // Lilien coron-Festschrift. — Lpz, 1910.
Riemann H. Der «Basso ostinato» und die Anfänge der Kantate // Sammel bande der internationalen Musikgesellschaft. — 1912. — Ig. XIII. — H. 4.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.