Претворение традиций якутского эпоса олонхо в опере «Зарево» В. Ксенофонтова

Polina V. Pavlova

Аннотация


В статье рассматривается влияние якутского эпоса олонхо, ставшего основой национального театра, на оперу «Зарево» Владимира Ксенофонтова. Композитор, в отличие от своих предшественников, не идёт по пути воссоздания форм монументального сказания и обращается к сюжету, не связанному с национальным эпосом. Тем не менее, воздействие принципов олонхо обнаруживается на различных уровнях драматургии данного произведения: сюжетно-тематическом, сценарном, композиционном и интонационном. Таким образом, в результате исследования автор выявляет в сочинении Ксенофонтова новый для якутской оперы подход к претворению традиций олонхо.

Ключевые слова: композиторы Якутии, якутская опера, якутский эпос, олонхо 


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseeva G. G. Ot fol'klora do professional'noy muzyki. – Yakutsk: Bichik, 1994.

Golovneva N. I. Stanovlenie yakutskoy professional'noy muzykal'noy kul'tury (1920–1985). – Novosibirsk, 1994.

Golovneva N. I., Kirillina Z. I. Yakutskaya muzykal'naya literatura: ucheb. posobie. – Yakutsk: Bichik, 1994.

Larionova A. S. Problemy vzaimodeystviya muzyki i slova v yakutskom d'ieretii yrya: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. – Novosibirsk, 2005.

Nikolaeva N. N. Epos olonkho i yakutskaya opera. – Yakutsk, 1993.

Peyko N. I., Shteynman I. A. O muzyke yakutov // Sov. muzyka. – 1940. – № 2. – S. 84–90.

Pokid'ko E. B. Toyuk i ego pretvorenie v tvorchestve kompozitorov Sakha (Yakutii): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya. – Novosibirsk, 2001.

Reshetnikova A. P. Fond syuzhetnykh motivov i muzyka olonkho v etnograficheskom kontekste. – Yakutsk: Bichik, 2005.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.