Канон и стиль в духовно-концертной музыке русских композиторов ХХ века

Olga A. Urvantzeva

Аннотация


В статье рассматривается диалектика отношений церковного и авторского стилей в духовно-концертной области музыки. Выявляются константные и меняющиеся черты в духовных сочинениях русских композиторов ХХ века.

Ключевые слова: русская хоровая музыка, церковная стиль, авторская модель церковных жанров


Полный текст:

PDF

Литература


Belonenko A. S. Khorovaya «Teoditseya» Sviridova: vstupit. st. // PSS G. V. Sviridova. T. 21. – M., 2001. – S. I–XLV;

Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Sushchnost'. Sistema. Istoriya. T. 1. – Sergiev Posad, 1998.

Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Istoriya. T. 2. – Dzhordanvill, 1978.

Gulyanitskaya N. S. Russkoe «garmonicheskoe» penie. XIX vek. – M., 1995.

Gulyanitskaya N. S. Poetika muzykal'noy kompozitsii: teoreticheskie aspekty russkoy dukhovnoy muzyki XX veka. – M., 2002.

Dabaeva I. P. Russkiy dukhovnyy kontsert v istoricheskom kontekste // Dvenadtsat' etyudov o muzyke: k 75-letiyu so dnya rozhdeniya E. V. Nazaykinskogo: sb. st. – M.: MGK im. P. I. Chaykovskogo. – M., 2001. – S. 7–16;

Kandinskiy A. I. Khorovoy tsikl or. 31 S. V. Rakhmaninova v kontekste liturgicheskogo bogosluzheniya // S. V. Rakhmaninov. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya. – M., 1995. – S.15-29.

Kovalev A. B. Liturgiya v tvorchestve russkikh kompozitorov kontsa XVIII–XX vekov. Spetsifika zhanra i organizatsiya tsikla: dis. … kand. iskusstvovedeniya. – M., 2004.

Levashev E. M. Traditsionnye zhanry pravoslavnogo pevcheskogo iskusstva v tvorchestve russkikh kompozitorov ot Glinki do Rakhmaninova: 1825-1917 gg. (istoricheskiy ocherk, notografiya, bibliografiya). – M., 1994. – (Sinodal'naya khorovaya biblioteka).

Lobzakova, E. E. Vzaimodeystvie svetskoy i religioznoy traditsiy v tvorchestve russkikh kompozitorov XIX – nachala XX veka: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya. – Rostov n/D, 2007.

Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya. – M., 1994.

Martynov V. I. O razlichenii ponyatiy bogosluzhebnogo peniya i muzyki v Svyashchennom Pisanii // Metody izucheniya starinnoy muzyki: sbornik nauchnykh trudov. – M., 1992. – S. 3-13.

Nikolaev B. (protoierey) Znamennyy raspev i kryukovaya notatsiya kak osnova russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya: opyt issledovaniya melodiki i notatsii russkogo pravoslavnogo tserkovnogo peniya so storony tserkovnogo bogosluzheniya. – M., 1995.

Paisov Yu. I. Motivy khristianskoy dukhovnosti v sovremennoy muzyke Rossii // Traditsionnye zhanry russkoy dukhovnoy muzyki i sovremennost'. — Vyp. 1. — M.: Kompozitor, 1999.

Parfent'eva N. V., Parfent'ev N. P. Drevnerusskie traditsii v russkoy dukhovnoy muzyke XX v. – Chelyabinsk, 2000.

Plotnikova N. Yu. Mnogogolosnye formy obrabotki drevnikh raspevov v russkoy dukhovnoy muzyke XIX-nachala XX vekov.: dis. … kand. iskusstvovedeniya. – M., 1996.

Plotnikova N. Yu. Moguchaya sila chuvstv // Plotnikova N. Yu. Russkaya dukhovnaya muzyka XIX – nachala XX veka: stranitsy istorii. – M., 2007.

Plotnikova N. Yu. Pomeshchik i muzykant // Plotnikova N. Yu. Russkaya dukhovnaya muzyka XIX – nachala XX veka: stranitsy istorii. – M., 2007.

Protopopov Vl. V. Muzyka russkoy liturgii. Problema tsiklichnosti: issledovanie. – M., 1999.

Rakhmanova M. P. Russkaya dukhovnaya muzyka v XX v. // Russkaya muzyka i XX v. – M., 1997. – S. 371-405.

Rozhkova T. N. Sovremennoe dukhovno-muzykal'noe tvorchestvo russkoy pravoslavnoy traditsii (period posle 1988 goda): dis. ... kand. iskusstvovedeniya. – M., 1998.

Sviridova I. A. Russkiy dukhovnyy kontsert. Istoriya i teoriya zhanra: dis. … kand. iskusstvovedeniya. – Saratov, 2009.

Sokhor A. N. Esteticheskaya priroda zhanra v muzyke. – M., 1968.

Stepanova I. V. Kantatno-oratorial'noe i khorovoe tvorchestvo // Istoriya sovremennoy otechestvennoy muzyki: ucheb. posobie / red.-sost. E. B. Dolinskaya. – M., 2001. – Vyp. 3. – S. 350.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.