Бетховен и эллиптическая тональность
Аннотация
Статья посвящена одному удивительному аспекту использования тональности в музыке Бетховена, который автор называет «эллиптической тональностью». В музыке Бетховена использование тональности подверглось глубокой инновации. Стандартное представление о тональности – с единой «тоникой» как центром притяжения – можно сравнить с математикой круга. Эллипс функционирует по-другому: в нём фокусируются два центра и каждый обладает независимой силой притяжения. И хотя в целом Бетховен использовал стандартную структуру тональности, во многих его произведениях обнаруживается пара «эллиптически» ассоциированных тональностей. Среди таких произведений, представленных в данном эссе, – Пасторальная симфония, Багатель Fdur op. 33 № 3, увертюра «Кориолан», Седьмая симфония, Тройной концерт. В статье также рассматриваются соотношения, отличия подобного новаторского использования тональностей в музыке Бетховена и в музыке Моцарта, а также вопросы влияния этого метода на музыку Вагнера и Малера.
Ключевые слова: тональность в музыке Бетховена, двойная тональность, эллиптическая тональность, тональность в музыке Моцарта и Бетховена, Бетховен, Вагнер и Малер
Полный текст:
PDFСсылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.