Клавирный уртекст как ансамблевая партитура в художественной культуре барокко

Xenia N. Morein

Аннотация


Статья посвящена феномену клавирного уртекста барокко как quasi-партитуры. Автор рассматривает клавирное наследие Д. Скарлатти в контексте традиций ансамблевого музицирования XVII–XVIII столетий. Даётся обзор возможностей для развития современного исполнительства, которые предоставляет развёртывание клавирных барочных сочинений в ансамблевые партитуры. Статья содержит иллюстрации – произведения живописи XVII–XVIII веков, на которых изображены сцены ансамблевого музицирования по клавирным рукописям.Ключевые слова: Д. Скарлатти, клавирная музыка барокко, соната, ансамблевое музицирование XVII века, сцены музицирования в живописи барокко, клавирные уртексты Д. Скарлатти как quasi-партитуры в современном ансамблевом исполнительстве

Полный текст:

PDF

Литература


Гордеева Е. В. Музыкальная лексикография сцен и образов музицирования в клавирных пьесах «Французских сюит» И. С. Баха // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – № 1 (2). – С. 198–202.

Гордеева Е. В. Сюжеты музицирования в клавирных произведениях И. С. Баха // Музыка прош лого и современность: сб. ст. / отв. ред.-сост. Л. Н. Шай- мухаметова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2010. – С. 22–32.

Гордеева Е. В. Сюжетно-ситуативный знак «ансамбля солистов» и его лексикография в клавирных сочинениях И. С. Баха // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: сб. ст. Всерос. науч. конф. 6–9 апреля 2009 г. / ГКА им. Маймонида. – М., 2009. – С. 114–122.

Гордеева Е. В. Музыкальная лексикография смысловых структур в клавирных текстах И. С. Баха: дис. … канд. искусствоведения. – Уфа, 2010.

Друскин М. С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16–18 вв. – Л.: Музгиз, 1960.

Кириченко П. В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений ХVII–ХVIII вв.): дис. ... канд. искусствоведения. – Уфа, 2002.

Кузнецова Н. М. Творческое взаимодействие исполнителя с музыкальным текстом (на примере инструктивных сочинений И. С. Баха для клавира): дис. … канд. искусствоведения. – Уфа, 2005.

Кузнецова Н. М. Семантика музыкального диалога в пьесах «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» // Музыкальный текст и исполнитель: сб. ст. – Уфа, 2004. – С. 39–56.

Окраинец И. А. Доменико Скарлатти: через инструментализм к стилю. – М.: Музыка, 1994.

Петров Ю. Скарлатти Д. // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. – М., 1981. – Т. 5. – Стб. 46.

Семантика старинного уртекста: сб. ст. / отв. ред. Л. Н. Шаймухаметова. – Уфа, 2002.

Шаймухаметова Л. Н., Селиванец Н. Г. Семантические процессы в тематизме сонат Д. Скарлатти. – Уфа, 1998.

Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ в работе музыканта исполнителя // Музыкальный текст и исполнитель: сб. ст. – Уфа, 2004. – С. 3–16.

Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики) // Проблемы музыкальной науки. – 2007. – № 1 – С. 31–43.

Flannery M. A Chronological Order For The Keyboard Sonatas Of Domenico Scarlattti (1685–1757) (Studies in the History and Interpretation of Music). – Edwin Mellen Press, 2004.

Kirkpatrick R. Domenico Scarlatti. – Princeton, 1953, 1970.

Place Adelaide de Scarlatti. – Fayard, 2003.

Sutcliffe W. Dean The Keyboard Sonatas of Domenico Scarlatti and Eighteenth-Century Musical Style. – Cambridge University Press, 2003.

Vidali Carole F. Alessandro and Domenico Scarlatti: A Guide to Research. – Garland Publishing, 1993.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.