Обработки фольклорных мелодий в творчестве отечественных композиторов

Gulnara I. Bekirova

Аннотация


Автор исследует обработки фольклорных мелодий, широко представленные в творчестве композиторов разных эпох и стилей. Вопрос систематизации подходов к первоисточникам возникает в связи с многообразием терминов, соотносимых с избранной жанровой сферой, отсутствием чётких границ между составляющими её жанрами. Автор предлагает классификацию, критерием которой служит подход композитора к первоисточнику, основанный на сохранении или изменении его структурной модели.

Ключевые слова: обработка, структурная модель фольклорного музыкально-поэтического текста, гармонизации, вариации, фантазии


Полный текст:

PDF

Литература


Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. – Изд. 2-е. – Л.: Музыка, 1971.

Бушуева Л. И. Феномен обработки чувашской народной песни в творчестве композиторов: к проблеме композиторского фольклоризма: автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Казань, 2008.

Евсеев С. В. Народные песни в обработке П. И. Чайковского. – М.: Музыка, 1973.

Енговатова М. А., Ефименкова Б. Б. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований // Звуковысотное строение народных мелодий: (принципы анализа): матер. науч.-практ. этномузыкологической конф. Руза, 11–16.02, 1991 / СК РСФСР. – М., 1991. – С. 49–88.

Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. – М.: Композитор, 2001.

Демченко А. И. «Звёздный час» жанра фольклорной обработки // Демченко А. И. Статьи о музыке. – М.: Композитор, 2008. – С.167–195.

Ивакин М. Н. Русская хоровая литература. – М.: Сов. Россия, 1965.

Кулапина О. И. Приёмы обработки русского народно-песенного материала (анализ техники композиции). – Изд. 2-е, перераб. – СПб.: Композитор, 2008.

Кюрегян Т. С. Фантазия // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. – М., 1981. – Т. 5. – Стб. 767.

Лопарева С. Принципы претворения фольклора в фортепианных обработках Б. Бартока: дипломная работа / УГК им. М. П. Мусоргского; рук. Л. К. Шабалина. – Свердловск, 1987. – Рукопись хранится в библиотеке УГК им. М. П. Мусоргского.

Мейен Е. В. Рапсодия. – М.: Музгиз, 1960.

Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. – М.: Владос, 2003.

Обработка // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. – М., 1981. – Т. 3. – Стб. 1070–1071.

Пашина О. А. Структурно-типологические исследования в советской музыкальной фольклористике // Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии: сб. ст. / ред.-сост. Э. Е. Алексеев, Л. И. Левин / ВНИИ искусствознания. – М., 1990. – С. 101–116.

Протопопов В. Обработки народных песен // История русской советской музыки: в 4 т. – М.: Музгиз, 1959. – Т. 2: 1935–1941. – С. 83–111.

Протопопов В. Обработки народных песен // История русской советской музыки: в 4 т. – М.: Музгиз, 1959. – Т. 3: 1941–1945. – С. 75–99.

Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. – Л.; М.: Сов. композитор, 1973.

Способин И. В. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 2007.

Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие. – СПб.: Лань, 1999.

Фин Н. Об обработках венгерских народных песен в творчестве Б. Бартока // Б. Барток: сб. ст. – М.: Музыка, 1977. – С. 123–145.

Хорошайло Г. В. Обработки народных песен для хора а cappella в отечественной музыкальной культуре XX века и творчество А. В. Михайлова: автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Ростов-наДону, 2005.

Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. – М.: Музыка, 1974.

Бекирова


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.