Об игровой природе скерцо в симфонии XIX века: историко-культурологический аспект

Olga O. Drannikova

Аннотация


Автор рассматривает скерцо как жанр инструментальной музыки, прошедший большой путь развития, сформировавший на протяжении XVIII–XIX веков различные типы с присущими каждому из них жанровыми комплексами. В центре внимания – скерцо русской симфонии XIX века, вобравшее основные грани мирочувствования эпохи: с одной стороны, духовные поиски национальной идеи и стремление воссоздать целостную концепцию Мира и Человека, с другой – все противоречия и конфликты времени, отразившиеся во внутреннем мире Художника.

Ключевые слова:русская  музыка, симфония, скерцо


Полный текст:

PDF

Литература


Арановский М. Симфонические искания. Проблема жанра в симфонии в советской музыке 1960- 1975 гг.: исследовательские очерки. – Л., 1979.

Асафьев Б. Русская музыка ХIХ начала ХХ века. – Л., 1979.

Балакирев М., Стасов В. Переписка. Т. 1, 2. – М., 1970, 1971.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

Воробьёв Н. Теория игр. – М., 1976.

Гадамер Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

Гессе Г. Игра в бисер. – М., 1969.

Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. – М., 1975.

Лотман Ю. Тезисы и проблемы искусства в ряду моделирующих систем // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1967. – Вып. 198.

Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. – М., 1982.

Соколов О. Морфологическая система музыки и её художественные жанры. – Н. Новгород, 1994.

Хёйзинга Й. Homo Ludens в тени завтрашнего дня. – М., 1992.

Шаймухаметова Л. Смысловые и структурные модификации роговых сигнальных формул в контексте тематизма скерцо (на примере творчества австронемецких композиторов) // Музыкальный язык в контексте культуры. – М.: ГМПИ им. Гнесиных,1989. – Вып. 106. – С. 58–76.

Шуман Р. О музыке и музыкантах. Т. 1. – М., 1975.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.