К проблеме рождения шедевра в контексте индивидуального стиля. Малер и Достоевский

Natalia V. Korolevskaya

Аннотация


Работа направлена на исследование смыслообразовательных процессов в музыке. Основу методологии
составляет анализ слова и смысла в условиях авторских стилей, детерминируемых рефлексивным типом
сознания и соответствующим ему типом индивидуально-творческого мышления. В данной статье сдела-
на попытка спроецировать механизмы смыслообразования, действующие в сознании человека как аппарат
понимания, превращающий безличные значения (концепты) в личностный смысл, на творческий процесс
композитора. С этой целью актуализировано понятие «темы творчества», транспонирующей внутренние со-
держания рефлексивного слоя сознания или авторского «фундаментального экзистенциала» (М. Хайдеггер)
в художественную форму произведения. Выдвигается гипотеза, согласно которой в пространстве авторско-
го фундаментального экзистенциала (АФЭ) рождаются подлинные шедевры. Анализ ряда произведений
Г. Малера, объединённых концептом Ф. Достоевского («слезинка ребёнка»), позволяет проследить путь его
превращений в личную тему творчества как постепенный переход из одного локуса сознания (значения) в
другой (личностный смысл). Представлены и сопутствующие созданию шедевра условия, одним из которых
является совпадение формы смысла и жизненных мотивов (фактов биографии художника), которые являют-
ся основой формирования личного фундаментального экзистенциала.

Ключевые слова: шедевр, фундаментальный экзистенциал, значение, смысл, смыслообразовательный про-
цесс, Г. Малер, Ф. М. Достоевский.


Полный текст:

PDF

Литература


Agafonov A. Yu. Osnovy smyslovoy teorii soznaniya [The Basis of the Semantic Theory of Consciousness]. St. Petersburg: Rech, 2003. 296 p.

Agafonov A. Yu. Smysl kak edinitsa analiza psikhicheskogo [Meaning as a Unit of Analysis of the Psychic]. Vestnik SamGU [Bulletin of the Samara State University]. 1998, No. 3 (9). URL: http://andrey-agafonov.narod.ru/books/sm.htm (06.02.2014).

Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1975. 496 p.

Bart R. Nulevaya stepen’ pis’ma [Barthes, Roland. The Zero Degree of Writing]. Frantsuzskaya semiotika: ot strukturalizma k poststrukturalizmu [French Semiotics: From Structuralism to Post-Structuralism]. Compilation and Introductory Article by G. K. Kosikov. Moscow, 2000. 533 p.

Devutskiy V. E. Vselenskaya misteriya 1906 goda: dukhovnaya kontseptsiya Vos’moy simfonii Gustava Malera [The Universal Mystery of 1906: the Spiritual Conception of Gustav Mahler’s Eighth Symphony]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship]. 2016, No. 2 (23), pp. 97–107.

Zinchenko V. P. Miry soznaniya i struktura soznaniya [The Worlds of Consciousness and the Structure of Consciousness]. URL: http://gtmarket.ru/ laboratory/expertize/582 (10.08.2015).

Zinchenko V. P. Mysl’ i slovo Gustava Shpeta [The Thought and Word of Gustav Schpett]. Moscow: Publishing House of the University of the Russian Academy of Education, 2000. 208 p.

Zinchenko V. P. Problema vneshnego i vnutrennego i stanovlenie obraza sebya i mira kak realizatsiya soznaniya [The Issue of the External and the Internal and the Formation of the Image of Oneself and the World as a Realization of Consciousness]. Mir psikhologii [The World of Psychology]. 1999, No. 1, pp. 97–104.

Kazantseva L. P. Soznatel’noe i bessoznatel’noe prisutstvie avtora v muzykal’nom soderzhanii: postanovka voprosa [The Conscious and the Unconscious Presence of the Author in the Musical Content: Posing the Question]. Protsessy muzykal’nogo tvorchestva: sb. tr. [The Processes of Musical Creativity. Collection of Scholarly Articles]. Gnessins’ Russian Academy of Music. Issue 185. Moscow, 2012. , pp. 6–25.

Leont’ev A. N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow: Mysl, Akademiya, 2005. 352 p.

Maler G. Pis’ma. Vospominaniya [Mahler G. Letters. Memories]. Moscow: Muzyka, 1964. 636 p.

Mikheyeva L. V. Gustav Maler: kratkiy ocherk zhizni i tvorchestva [Gustav Mahler: a Brief Sketch of his Life and Work]. Leningrad: Muzyka, 1972. 96 p.

Mozgot S. A. Priemy modelirovaniya personal’nogo prostranstva v kamerno-vokal’nykh proizvedeniyakh romantikov [Methods of Modeling the Personal Space in the Chamber and Vocal Works of the Romantics]. Muzykal’noe soderzhanie: puti issledovaniya: sb. mat. nauch. chteniy [Music Content: the Paths of Exploration. A Compilation of Materials of a Scholarly Conference]. Issue 3. Astrakhan, 2016, p. 45-57.

Polozov S. P. O nekotorykh svoystvakh khudozhestvennogo zamysla muzykal’nogo proizvedeniya v strukture deyatel’nosti kompozitora [On Some Properties of the Artistic Intent of a Musical Composition within the Framework of the Composer’s Activities]. Muzykal’noe iskusstvo i nauka v sovremennom mire. Sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (12– 13 noyabrya 2015 goda) [Musical Art and Scholarship in the Contemporary World: A Compilation of Articles on the Materials from the International Scholarly Conference (12–13 November 2015)]. Astrakhan’, 2015, pp. 97–102.

Rozenschild K. K. Gustav Maler [Gustav Mahler]. Moscow: Muzyka, 1975. 207 p.

Knapp, Raymond. Suffering Children: Perspectives on Innocence and Vulnerability in Mahler’s Fourth Symphony. 19th-Century Music. 22/3 (Spring 1999), рр. 233–267.

Kennedy, Michael. Mahler. Master Musicians Series. Oxford: Oxford University Press, 2000. 256 р.

Hansen, Mathias. Gustav Mahler. Reclams Musikführer [Gustav Mahler. Reclam’s Musician]. Stuttgart: Reclam, 1996. 295 р.

Jeremy, Barham (ed.). The Cambridge Companion to Mahler. Cambridge University Press. 2007. 342 p.

Constantin Floros. Gustav Mahler: The Symphonies. Hal Leonard Corporation. 1993. 363 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.4.058-065

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.