«Знаки звуков» в музыке для аккордеона Юкки Тиенсуу

Roman I. Elanskov

Аннотация


Юкка Тиенсуу (р. 1948) – современный финский композитор, пианист, клавесинист, дирижёр. Он пишет
произведения для сольного исполнения и для различных составов ансамблей, в том числе с включением
аккордеона. Аккордеон в Финляндии имеет свой путь развития, на нём исполняли до недавнего времени в
основном традиционную, народную музыку. Юкка Тиенсуу делится своими эстетическими взглядами от-
носительно искусства композиции в лекции «The future of musiс», прочитанной 16 апреля 2000 года в Ка-
лифорнийском университете (Сан-Диего). Каждое из его сочинений не похоже на другое, они кардинально
отличаются по форме, способам воплощения авторского замысла. Интересны его решения в области записи
нотного текста. Каждое из сочинений имеет авторскую аннотацию, где раскрываются принципы исполне-
ния того или иного технического приёма, форма произведения. Сравнительный анализ творчества Юкки
Тиенсуу с творчеством других современных композиторов показывает, что его методы нотации находятся в
рамках общих тенденций модернизма.

Ключевые слова: Юкка Тиенсуу, аккордеон, модернизм, композиторы Финляндии, современная нотация.


Полный текст:

PDF

Литература


Akopyan L. O. Muzyka XX veka: ensiklopedicheskiy slovar’ [20th Century Music: Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Praktika, 2010. 855 p.

Akho K. Finskaya muzyka posle Sibeliusa i stanovlenie muzykal’nogo iskusstva Finlyandii: doklad [Aho K. Finnish Music after Sibelius and the Formation of the Musical Art in Finland: Report]. Helsinki, 1989. 26 p.

Dubinets E.A. Znaki zvukov. O sovremennoy muzykal’noy notatsii [The Signs of Sounds. About Modern Musical Notation]. Kiev: Gamayun, 1999. 314 p.

Kompozitory o sovremennoy kompozitsii: khrestomatiya [Composers about Contemporary Composition: a Chrestomathy]. Edited by T. S. Kyuregyan, V. S. Tsenova. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2009. 356 p.

Korkhonen K. Kompozitory Finlyandii ot srednevekov’ya do nashikh dney [Korhonen K. The Composers of Finland from the Middle Ages to the Present Day]. Edited By A. Toivonen. Translated from the Finnish by A. Gladkov. 2nd Edition. Helsinki: Finnish Music Information Center Fimic, 2008. 248 p.

Lavrova S. V. Slozhnost’ i transgressiya v sovremennoy muzyke [Complexity and Transgression in Contemporary Music]. Ot russkogo Serebryanogo veka k Novomu Renessansu: sb. st. po mat-lam Mezhdunar. foruma k 80-letiyu Sergeya Slonimskogo (4–7 aprelya 2012 goda) [From the Russian Silver Age to the New Renaissance: Compilation of Articles, based on the Mat Lamas Intern. Forum commemorating the 80th Anniversary of Sergei Slonimsky (4-7 April 2012)]. Compiler and Scholarly Editor: R. N. Slonimskaya, R. G. Shitikova. St. Petersburg: Lennex Corp.; Edinburgh, 2014. 594 p.

Martynov V. I. Konets vremeni kompozitora [The End of the Age of Composer]. Moscow: Russkiy put’, 2002. 130 p.

Myatieva N. A. Ispolnitel’skaya interpretasiya muzyki vtoroy poloviny XX veka: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Performers’ Interpretation of Music of the Second Half of the Twentieth Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2010. 86 p.

Naumenko T. I. Tekstologiya muzykal’noy nauki [Textology of Musical Scholarship]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli, 2013. 584 p.

Ruchyevskaya E. A. «Tristan» Vagnera, «Ruslan» Glinki, «Snegurochka» Rimskogo-Korsakova. Stil’. Dramaturgiya. Slovo i muzyka [Wagner’s “Tristan,” Glinka’s “Ruslan,” Rimsky-Korsakov’s “The Snow Maiden.” Style. Dramaturgy. Words and Music]. St. Petersburg: Kompozitor, 2002. 396 p.

Tsaregradskaya T. V. Brayan Fernikhou: ocharovanie muzykal’nogo zhesta [Brian Ferneyhough: the Charm of the Musical Gesture]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Scholarly Bulletin of the Moscow Conservatory]. 2014. № 2, pp. 154–175.

Kolehmainen I. The Accordeon in Finnish Folk Musik. Finish Music Quatorly. 1989. № 2, pp. 29–32.

Korhonen K. Finnish Concertos. Gummerus Kirjapaino Oy: Jyvaskyla, 1995. 88 p.

Korhonen K. Finnish Composers. Since the 1960-s. Finnish Music Information Centre, 1995. 158 p.

Aniskin E. Bayan i akkordeon, otlichie [The Bayan and Accordion, Differences]. URL: http:// eugenmeermann.ru/bayan-i-akkordeon/bayan-i-akkordeon-otlitshie (14.09.2016).

Kompozitory ot «A» do «Ya». Klaus Huber [Composers from “A” to “Z”. Klaus Huber]. URL: http:// www.ccmm.ru/index.php?page=composers&composer= huberk. (14.09.2016).

Petrov V. «Opus contra naturam» Brayana Fyornikhou: verbal’nye smysly v muzykal’nom kontekste [“Opus contra naturam” by Brian Ferneyhough: Verbal Meanings in the Musical Context]. Izrail’ XXI [Israel XXI]. 2010. № 6 (24). URL: http://www.21israel-music. com/Fernihow.htm.

Kurkela V., Tikka M. The Accordion in Finland – an Instrument of Contradictions. URL: http://www. fmq.fi/?s=The+accordion+in+Finland+%E2%80%93+a n+instrument+of+contradictions. (14.09.2016).

Tiensuu J. The future of music. Edited by Roger Reynolds and Karen Reynolds. Online publishing and editing by Karen Reynolds. SEARCH EVENT I, 16 April 2000, University of California, San Diego. URL: http:// www.rogerreynolds.com/futureofmusic/tiensuu.html. (09.14.2016).




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.3.064-071

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.