О содержательных структурах и исполнительских приёмах в современной музыке (на примере фортепианных произведений В. Скобёлкина)

Elena V. Gordeyeva

Аннотация


В статье затрагиваются вопросы содержания и исполнительские особенности отдельных фортепианных про-
изведений современного композитора Башкортостана Валерия Скобёлкина. На примере прелюдий из циклов
«Ангельский мир» и «24 прелюдии», а также произведений «Чудь заволжская. Пьеса на русскую тему» и «Со-
ната в старинном стиле» анализируются характерные проявления композиторского стиля, графики и техники
письма. Авторские ремарки, касающиеся приёмов исполнения, имитации тембра, передающего акустический
образ звучания, дают конкретные игровые установки и создают тем самым соответствующее музыкальное
настроение пьес. Наряду с этим рассматриваются смысловые компоненты музыкального текста, его содер-
жательные структуры, несущие большое идейно-образное выразительное значение. Нацеленность на опреде-
лённую звуковую характеристику музыкального произведения, представление фактурной графики пьесы как
полисмысловой (политембровой, полиритмической, полиинтонационной) партитуры диктуют более точные
способы исполнительской реализации. Ритмоинтонационные формулы музыкального текста служат смысло-
вым ориентиром для нахождения и реализации стилистически корректных, образно сфокусированных пиа-
нистических движений. Таким образом, исходя из авторского музыкального текста, его смысловых, образ-
но-интонационных, тембровых, фактурно-графических характеристик, а также программных подзаголовков,
ремарок возможно рассматривать приёмы и способы исполнительской реализации.

Ключевые слова: композиторы Башкортостана, Валерий Скобёлкин, фортепианная музыка, композитор-
ская техника, музыкальный текст, содержательные структуры, фортепианное исполнительство.


Полный текст:

PDF

Литература


Anisimov A. Radost' sozidaniya novogo (shtrikhi k portretu Valeriya Skobelkina) / Novye imena [The Joy of Creating the New (Traits of the Portrait of Valery Skobelkin) / New Names]. Orenburzh'e muzykal'noe [Orenburg Music]. 2004. No. 1 (13), pp. 23–26.

Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 288 p.

Denisov E. V. Sovremennaya muzyka i problemy evolyutsii kompozitorskoy tekhniki [Contemporary Music and the Issues and the Evolution of Compositional Techniques]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. 207 p.

Zenkin K. V. Kompozitorskaya tekhnika kak znak: mezhdu poryadkom i khaosom [Compositional Technique as a Sign: In Between Order and Chaos]. Izrail'. XXI vek [Israel. XXI Century]. URL: http://www.21israel-music.com/Poryadok_chaos.htm.

Latypova L. G. Mozhet byt', i geniy… [Maybe a Genius ...]. Rampa [Ramp]. 2008, No. 8 (178), pp. 7–8.

Polovyanyuk I. A. Muzykal'nyy buket sodruzhestva [A Musical Bouquet of Friendship]. Vechernyaya Ufa [Evening Ufa]. 2015. 20.05.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.132-139

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.