Вселенская мистерия 1906 года: духовная концепция Восьмой симфонии Густава Малера
Аннотация
Философско-поэтический и музыкальный замысел сложнейшей партитуры Густава Малера – Восьмой сим-
фонии – рассмотрен с позиций претворения композитором раннемодернистской эстетики и воплощения идеи
Вселенской мистерии. Выбор текстов (средневековая молитва «Veni, creator spiritus» и заключительная сцена
гётевского «Фауста»), на первый взгляд непредсказуемый, ставит в один понятийно-символический ряд триаду
Божественное – Человеческое – Богочеловеческое. Величественная молитва первой части происходит в мисте-
рийном пространстве Paradiso. Мистерийное действо второй части симфонии разыгрывается как бы на грани-
це Рая и дикого места, где собрались предстоящие люди. Главным действующим лицом становится гётевская
Маргарита, встречающая вместе с остальными посвящёнными вновь прибывших и признающая душу Фауста.
Через образ гётевской Маргариты, сопровождающей душу Фауста в Горний мир, композитор показывает ми-
стический и торжественный вход земного человечества в Рай. В статье показываются все детали воплощения
мистерийного замысла Густава Малера.
Таким образом, музыкальное решение симфонии намного шире как текста молитвы «Veni, creator spiritus»,
так и заключительной сцены «Фауста». Композитор использует принцип монотематизма, объединяя общей
интонационной тканью всю мистерию, что способствует последовательному и убедительному воплощению
огромного философски-космогонического замысла.
Ключевые слова: Восьмая симфония Густава Малера, симфония-мистерия, Малер и музыкальный модер-
низм.
Полный текст:
PDFЛитература
Barsova I. A. Samye pateticheskie kompozitory evropeyskoy muzyki: Chaikovskiy i Maler [The Most Pathetic Composers in European Music: Tchaikovsky and Mahler]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1990, No. 6, pp. 125–132.
Barsova I. A. Simfonii Gustava Malera [The Symphonies of Gustav Mahler]. Second Edition. St. Petersburg: N. I. Novikov Publishing House, 2010. 580 р.
Danuser H. Maler segodnya – v pole napryazheniya mezhdu modernizmom i postmodernizmom [Mahler today – in the Field of Tension Between Modernism and Postmodernism]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994, No 1, pp. 140–151.
Devutsky V. E. Osobennosti tembrovoy dramaturgii Tretiey simfonii Gustava Malera [The Specific Features of the Timbre Dramaturgy of Gustav Mahler’s Third Symphony]. Problemy muzykal’noj nauki [Music Scholarship], 2015, no. 1 (18), pp. 108–119.
Devutsky V. E. Rannie simfonii Gustava Malera [The Early Symphonies of Gustav Mahler]. GmbH, Deutschland: Palmarium Academic Press, 2014. 80 p.
Zherebin A. I. Venskiy modern kak utopiya sinteza [The Viennese Moderne as a Utopia of Synthesis]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy]. 2012, No. 2, pp. 147–151.
Maler segodnia [Mahler Today]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1994, No. 1, pp. 139– 220.
Mikheyeva L. V. Tematicheskie svyazi i zamysel I–IV simfoniy Malera [The Thematic Connections and the Conceptions of Mahler’s Symphonies 1 – 4]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of the Theory and Aesthetics of Music]. Issue 9. Moscow: Muzyka, 1969, pp. 119–144.
Rosenschil’d K. K. Gustav Maler [Gustav Mahler]. Moscow: Muzyka, 1975. 209 p.
Tarakanov M. E. Maler [Mahler]. Muzyka XX veka: ocherki [20th Century Music: Essays]. Part 1, Book 2: 1890–1917. Moscow, 1977, pp. 157–198.
Tikhomirov A. Ekspressionizm [Expressionism]. Modernizm: analiz i kritika osnovnykh napravleniy [Modernism: Analysis and Critique of the Main Directions]. Moscow: Iskusstvo, 1980, pp. 30–57.
Bahr H. Die Moderne / Wunberg G. unter Mitarbeit von Braackenburg J. J. (Hg). Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. Stuttgart, 1981. S. 30–57.
DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.097-107
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.