К проблеме влияния религиозного источника на симфоническое и фортепианное творчество Алемдара Караманова

Maria A. Bychenkova, Elena V. Klochkova

Аннотация


Алемдар Караманов – создатель особого типа религиозной
симфонии, сложившейся в зрелый период его творчества. На
религиозные темы им написаны: симфонические макроци-
клы – «Совершишася» в десяти частях, по четырём Евангели-
ям, и «Бысть» в шести симфониях, по Апокалипсису, «Stabat
Mater» и Реквием для солистов, хора и оркестра, Третий фор-
тепианный концерт «Ave Мaria».
Влияние религиозного источника на творчество компо-
зитора формирует концептуальный инвариант его религиоз-
ных произведений. Он определяется наличием религиозного
названия и религиозной программы, созданием собственного
символического языка, использованием традиционных рито-
рических барочных фигур и баховских символов, библейской
семантикой инструментов, семантизацией формы как «кон-
структивного» аналога религиозной программы, влиянием
принципа построения религиозного источника на форму со-
чинения, объединением симфоний в макроциклы, способные
воплотить масштабность, многообразность и целостность
религиозных источников.

Ключевые слова: Алемдар Караманов, религиозная сим-
фония, циклы симфоний «Совершишася», «Бысть», фортепи-
анный концерт «Ave Maria», симфония-видéние

Полный текст:

PDF

Литература


Aranovskiy M. G. Muzykal’nyy tekst: struktura i svoystva [The Musical Text: Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor Press, 1998. 342 р.

Aranovskiy M. G. Simfoniya i vremya [The Symphony and Time]. Russkaya muzyka i XX vek: Russkoe muzykal’noe iskusstvo v istorii khudozhestvennoy kul’tury XX veka [Russian Music and the 20th Century: the Russian Musical Art in the History of 20th Century Artistic Culture]. Edited and Compiled by M. Aranowsky. Moscow: State Institute of Art, 1997, pp. 303–371.

Aranovskiy M.G. Simfoniheskie iskaniya [Symphonic Search]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 1979. 286 p.

Vasilenko L. I. Kratkiy religiozno-filosofskiy slovar’ [Concise Religious-Philosophical Dictionary]. Moscow: Istina i zhizn’, 2000. 256 p.

Dabayeva I. P. Dukhovnyy kontsert v kul’ture sovremennoy Rossii: traditsii i novatorstvo [The Sacred Concert in the Culture of Contemporary Russia: Traditions and Innovations]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 134–138.

Kazantseva L. P. «Pogranichnye zhanry»: za i protiv [“Borderline” Genres – Pro et Contra]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2008, No. 1 (2), pp. 26–31.

Medushevskiy V. V. O tserkovnoy i svetskoy muzyke [About Church and Secular Music]. Muzykal’noe iskusstvo i religiya: mat-ly nauch. konf. «Otechestvennaya kul’tura XX veka i dukhovnaya muzyka» [The Musical Art and Religion: Texts of the Scholarly Conference “National Culture of the 20th Century and Sacred Music”]. Gnesins’ Russian Academy of Music. Moscow, 1994, pp. 20–45.

Men’ A. V. Chitaya Apokalipsis [Reading the Apocalypse] Moscow: Istina i zhizn’, 2000. 262 p.

Pol’dyaeva E. Apokrif ili poslanie? O tvorchestve Alemdara Karamanova [An Apocrypha or a Message? About the Music of Alemdar Karamanov]. Alemdar Karamanov. Muzyka, zhizn’, sud’ba. Vospominaniya, stat’i, besedy, issledovaniya, radioperedachi [Alemdar Karamanov. Music, Life, Destiny. Memories, Articles, Interviews, Research, Radio] Moscow: Klassika–XXI, 2005, pp. 102–132.

Svyashchennik Nikolay Orlov. Apokalipsis Svyatogo Ioanna Bogoslova. Opyt pravoslavnogo tolkovaniya [The Apocalypse of St. John the Theologian. An Essay of Orthodox Christian Interpretation]. St. Petersburg: Voskreseniye, 1999. 576 p.

Kholopov Yu. N. Autsayder sovetskoy muzyki: Alemdar Karamanov [An Outsider in Soviet Music: Alemdar Karamanov]. Muzyka iz byvshego SSSR: sb. st. [Music from the Former USSR: a Collection of Articles]. Ed. B. Tsenova. Issue 1. Moscow: Kompozitor Press, 1994, pp. 120–138.

Chigareva E. I. Muzyka v nauchnoy mysli A. V. Mikhaylova [Music in the Scholarly Thought of A.V. Mikhaylov]. Mikhaylov A. Muzyka v istorii kul’tury: izbrannye stat’i [Music in the History of Culture: Selected Articles] Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 1998, pp. 243–258.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.120-125

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.