Сюжет об Иосифе Прекрасном в балетном жанре: к вопросу использования рецептивного подхода в музыкознании

Elena E. Lobzakova

Аннотация


Автором осуществляется попытка адаптации термина «рецепция» в музыкознании с помощью привлечения
опыта использования понятия современными гуманитарными науками. На пересечении смысловых полей
интерпретации этого феномена в литературоведении, искусствоведении, культурологии предлагается соб-
ственная универсальная дефиниция. Освещая основные области применения рецептивного подхода в музы-
кознании, автор концентрирует внимание на одной из них – изучении механизма трансформации текстов-пер-
воисточников, являющихся основой либретто музыкально-театральных сочинений, в новые художественные
объекты. Использование инструментария рецептивного анализа демонстрируется на примере актуализации
религиозного сюжета об Иосифе Прекрасном в либретто трёх балетов – «Легенда об Иосифе» Рихарда Штрау-
са (1914), «Иосиф Прекрасный» Сергея Василенко (1925) и «Сказание о Йусуфе» Леонида Любовского (2001).
Посредством выявления основных содержательно-смысловых компонентов текста-первоисточника и характе-
ра их трансформации в либретто обнаруживается специфика его воплощения в музыкально-хореографических
композициях разных композиторов, раскрываются закономерности художественной рецепции сюжета в балет-
ном жанре, выявляются причины его востребованности.

Ключевые слова: рецепция, балет, Иосиф Прекрасный, Рихард Штраус, Сергей Василенко, Леонид Любов-
ский.


Полный текст:

PDF

Литература


Abramovskikh E. A. Tipologiya kreativnoy retseptsii nezakonchennogo teksta (na materiale nezakonchennykh proizvedeniy A. S. Pushkina) [The Typology of the Creative Reception of Unfinished Texts (Based on the Materials of Unfinished Works by Pushkin)]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the Orenburg State University]. 2007. No. 5, pp. 57–64.

Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [The Aesthetics of Verbal Creativity]. Moscow: Khudozhestvennaiya literatura, 1979. 412 p.

Izer V. Protsess chteniya: fenomenologicheskiy podkhod [The Process of Reading: a Phenomenological Approach]. Sovremennaya literaturnaya teoriya. Antologiya [Modern Literary Theory. An Anthology]. Moscow: Flinta, Nauka, 2004, pp. 201–224.

Levakin N. N. Khudozhestvennaya retseptsiya kak literaturovedcheskoe ponyatie (k voprosu ponimaniya termina) [Artistic Reception as a Concept of Literary Criticism (Concerning the Question of Understanding the Term)]. Izvestiya Pyatigorskogo gos. universiteta im. V. G. Belinskogo [Proceedings of the Pyatigorsk State V. G. Belinsky Linguistic University]. 2012. N. 27, pp. 308–310.

Lobzakova E. E. Retseptsiya v muzykoznanii: k voprosu ispol’zovaniya termina [Reception in Musicology. Concerning the Question of Application of the Term]. Yuzhno-Rossiiskiy muzykal’nyy al’manakh [South Russian Musical Almanac]. 2015. No. 3 (20), pp. 5–9.

Mel’nikova E. G. Ponyatie retseptsii: sovremennye issledovatel’skie podkhody k analizu tekstov kul’tury [The Concept of Reception: Modern Research-Based Approaches to the Analysis of Cultural Texts]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Gazette]. 2012. No. 3. Volume 1 (Gumanitarnye nauki [Humanitarian Sciences]), pp. 239–242.

Chigaryova E. I. Retseptsiya Motsarta v tvorchestve otechestvennykh kompozitorov vtoroy poloviny ХХ veka [Reception of Mozart in the Works of Russian Composers of the Second Half of the Twentieth Century]. Motsart v Rossii: sb. st. [Mozart in Russia: a Collection of Articles]. Nizhny Novgorod, 2007, pp. 83–88.

Chiglintsev E. A. Retseptsiya antichnosti v kontse XIX – nachale XXI vv.: teoretiko-metodologicheskie osnovy i kul’turno-istoricheskie praktiki: avtoref. dis. … d-ra ist. nauk [Reception of Antiquity from the late 19th to the early 21st Centuries: Theoretical and Methodological Foundations and Cultural-Historical Practice: Thesis of Dissertation for the Degree of Historical Sciences]. Kazan’, 2009. 52 p.

Yauss Kh. R. Istoriya literatury kak provokatsiya literaturovedeniya [The History of Literature as a Provocation of Literary Criticism]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review]. 1995. No. 12, pp. 34–84.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.079-085

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.