Табулатура Адама Илеборга (1448): несовершенство нотной записи или зарождение stylus phantasticus?

Olga Yu. Kijowski

Аннотация


Один из старейших источников органного искусства – Табулатура Адама Илеборга из Штендаля – содержит
уникальный пример композиций с нефиксированной метроритмической структурой. В статье рассматривается
возможность трактовки преамбул и интабуляции вокальной композиции «Froweal myn hoffen an dir lyed» как
раннее проявление stylus phantasticus в органно-клавирном искусстве.
Опираясь на описание фантазийного стиля (stylus phantasticus), данное А. Кирхером в 1650 году, и на ука-
зания Дж. Фрескобальди по исполнению токкат в сборнике 1615 года, автор прослеживает линию развития
композиций, для которых характерно импровизационное начало.
Глобальные изменения в органостроении XV века делали возможным для органиста исполнение всё более
виртуозных партий, а использование органа не только в культовых, но и светских целях способствовало выра-
жению импровизационных устремлений музыкантов.
Анализируя композиции из Табулатуры Адама Илеборга, автор приходит к заключению, что отсутствие
метрической фиксации является преднамеренным отражением импровизационности мышления в рассматри-
ваемых композициях. Именно стремление к импровизационности, свободе выражения музыкальной мысли,
отражённое в композициях Табулатуры Адама Илеборга, позволяет причислить их к ранним образцам stylus
phantasticus.

Ключевые слова: табулатура, stylus phantasticus, Адам Илеборг, преамбула, орган, интабуляция.


Полный текст:

PDF

Литература


Iz istorii mirovoy organnoy kul’tury XVI– XX vv.: ucheb. posobie [From the History of World Organ Culture: a Textbook]. Edited by M. Voinova and E. Krivitskaya. Moscow: The Moscow State Tchaikovsky Conservatory, 2007. 840 p.

Laukvik J. Orgelschule zur historischen Aufführungspraxis (Teil 1) [The Organ School in its Historical Performance Practice. Part 1]. Carus, 1989. 324 p.

Morbach B. Die Musikwelt der Renaissance [The Musical World of the Renaissance]. Bärenreiter, 2006. 267 p.

Quoika R. Von Blockwerk zur Registerorgel. Zur Geschichte der Orgelgotik 1200–1520 [From Boulders to the Organ with Many Registers. History of the Gothic Organ 1200–1520]. Bärenreiter,1966. 88 p.

Radulescu M. Organum Antiquum. Früheste Orgelmusic [Organum Antiquum. The Earliest Organ Music]. Doblinger, 1980. 44 p.

Radulescu M. Süddeutsche Orgelmusik um 1500, in: Orgel und Orgelspiel im 16. Jahrhundert [South German Organ Music in 1500, in: Organ and Organ Performance in the 16th Century]. Innsbrucker Beiträger zur Musikwissenschaft [Innsbruck Contributors to Musicology]. Neu-Rum, 1978, pp. 54–69.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.045-049

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.