Романтизм без берегов (о творчестве Елены Гохман)

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Существует устоявшееся представление о том, что искусство ХХ века начинало свою эволюцию под знаком ан-
тиромантизма. Оно негласно распространяется затем на всю последующую траекторию современного художе-
ственного творчества. Однако реальная практика подтверждает справедливость мысли, зафиксированной в на-
звании книги Ю. Кремлёва «Прошлое и будущее романтизма». В данной статье на примере ряда произведений
саратовского композитора Елены Гохман (1935–2010) делается попытка осмыслить «настоящее» романтизма.
Как и у ряда других композиторов, многое в её творчестве отмечено романтическими чертами. Важен взгляд
сквозь призму подчёркнуто индивидуализированного, субъективного. Одна из романтических черт – острота и

одна грань художественных устремлений музыкального искусства с конца 1970-х годов – неоромантизм, что
подразумевает прямое сближение с жанровой системой и стилями художественной культуры XIX столетия.
У Елены Гохман она предстала как естественное следствие присущих её музыке трепетной эмоциональности
и взволнованного лиризма. Неоромантизму свойственно и возрождение вокальной лирики, что получило вы-
ражение в череде вокальных циклов композитора.

Ключевые слова: современное композиторское творчество, саратовские композиторы, Елена Владимиров-
на Гохман, романтизм, неоромантизм.

 


Полный текст:

PDF

Литература


Vishnevskaya L. A. Variatsii na temu «EGCH» [Variations on the Theme “EGCH”]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2006, No. 8, pp. 13–14.

Grigor’yeva A. V. Kamernaya vokal’naya muzyka kompozitorov Rossii [Chamber and Vocal Music by Russian Composers]. Istoriya muzyki narodov SSSR [The History of Music of the Peoples of the USSR]. Volume 7, Issue 2. Moscow, 1997, pp. 153–189.

Demchenko A. I. Itog: mudraya sderzhannost’ i dushevnyy pokoy [The Result: Wise Restraint and Tranquility of the Soul]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2012, No. 2, pp. 71–82.

Demchenko A. I. U vremeni v plenu [In the Captivity of Time]. Saratov: Privolzhskoe kn. izd-vo, 1991. 79 p.

Elene Gokhman posvyashchaetsya. K 70-letiyu so dnya rozhdeniya [Dedicated to Elena Gokhman. Towards her 70th Anniversary]. Edited by A. I. Demchenko. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2005. 244 p.

Kremlev Yu. A. Proshloe i budushchee romantizma [The Past and Future of Romanticism]. Moscow: Muzyka, 1968. 80 p.

Korolevskaya N. V. Slovo i muzyka v proizvedeniyakh saratovskikh kompozitorov: v prostranstvakh smysla [Words and Music in the Works of Composers of Saratov: in the Space of Meaning]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2014. 296 p.

Khristiansen L. L. Kak sovetskie kompozitory slyshat muzyku stikhov Garsia Lorki [How Soviet Composers Hear the Music of the Poetry of Garcia Lorca]. Muzykal’naya klassika i sovremennost’. Voprosy istorii i estetiki: sb. nauch. tr. [The Musical Classics and Moderns. Questions of History and Aesthetics: a Collection of Scholarly Papers]. Leningrad, 1983, pp. 2–24.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.015-024

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.