Портрет композитора в кросс-культурном пространстве XXI века

Galina A. Demeshko

Аннотация


В статье прослеживается творческая судьба Бориса Лисицына – новосибирского композитора, успешно де-
бютировавшего на родине, а с 1996 года проживающего в США. Автор рассматривает ситуацию в контек-
сте судеб художника в кросс-культурном пространстве современности. Отмечается, что опыт межкультурных
взаимодействий в творчестве крупнейших музыкантов ХХ века отнюдь не означает утраты ими собственной
культурной идентичности. Особо подчёркивается исключительная самобытность русского художественного
самосознания, отличавшая отечественных композиторов, начиная с XVIII столетия.
Автор выделяет проблему контакта России и Америки как неравнозначных с точки зрения генезиса и моно-
литности культурного архетипа величин. Сравнительно новый опыт культурного взаимодействия подтвержда-
ет известный факт: годы проживания русских музыкантов за океаном также не «проросли» в ощутимую аме-
риканизацию их художественного мышления.
Обобщая наблюдения над лаконичной, но интонационно ёмкой партитурой «Lamento» Б. Лисицына,
автор подчёркивает глубинную связь анализируемого опуса с интонационной культурой Д. Шостаковича –
Б. Тищенко, свойствами постлюдии – жанра-досказывания, к которому не раз обращался В. Сильвестров. Тема
ухода, прощания, осмысления конца и связанный с нею выход в сферу духовного также опознаются прежде
всего как феномены русской художественной ментальности. Статью подытоживают два фундаментальных вы-
вода: 1) при встрече с Другим истинно российский музыкант по типу своей интонационной рефлексии, повы-
шенному интересу к сфере духовного, глубинным связям с традицией остаётся отечественным художником;
2) кросс-культура рубежа тысячелетий предполагает равноправный диалог культур, а не растворение культур-
ных идентичностей в горниле некой новой «всемирной музыки».

Ключевые слова: межкультурные взаимодействия, кросс-культура, постлюдия, диалог культур, музыкаль-
ное мышление, музыкальная интонация.


Полный текст:

PDF

Литература


Orlov G. А. Drevo muzyki [The Tree of Music]. Edition Second, Revised. St. Petersburg, 2005. 400 p.

Savenko S. I. Rukotvornyy kosmos Valentina Sil’vestrova [The Handmade Cosmos of Valentin Silvestrov]. Muzyka iz byvshego SSSR [Music from the Former USSR]. Moscow, 1994, pp. 72–90.

Saponov M. A. Nguen Lantuat, evraziyskiy muzykant. Vmesto predisloviya [Nguyen Lantuat, the Eurasian Musician. Instead of a Foreword]. Mezhdu Vostokom i Zapadom. Zametki o sud’be i muzyke Nguena Lantuata: sb. st. [Between the East and the West. Notes on the Fate and the Music of Nguyen Lantuat: Collected Articles]. Edited by A. G. Mihaylenko. Edition Second, Supplemented. Novosibirsk, 2013, pp. 4–5.

Cherednichenko T. V. Muzykal’nyy zapas. 70- e. Problemy. Portrety Sluchai [Musical Supply. The 1970s. Issues. Portraits. Events]. Moscow: New Literary Review, 2002. 600 p.

Shtamer K.H. Muzykal’naya kompozitsiya na poroge tret’ego tysyacheletiya: mezhdu «kross-kul’turoy» i «vsemirnoy muzykoy» [Musical Composition on the Threshold of the Third Millennium: Between “Cross- Culture” and “World Music”]. Muzykal’noe obozrenie [Musical Review]. 1994. No. 12 (122), p. 4.

Bianchi Paolo. Ethik und Aesthetic des Fremden, Anderen, Diversen und Parallelen [World Music as an Outline of Musical Utopia]. Kunstforum [Art Forum], Bd. 122 (1993), pp. 83–115.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2016.2.007-014

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.