Полистилистика в музыке Владимира Мишле

Ivan A. Subbotin

Аннотация


Статья посвящена одной из популярных техник современной композиции, недостаточно исследованной в случаях гетерогенного кода творческого сознания. На примере сочинений саратовского композитора Владимира Мишле изучаются особенности полистилистики как основной композиционной техники и ведущего принципа его музыкального мышления. Подобный характер творческого сознания порождён эстетикой и художественным мировоззрением композитора, где сосуществование различного приобретает характер внутренней необходимости. Содержательно-структурный аспект исследования выявляет коллажный и симбиотический типы полистилистики. Коллаж характеризуется использованием цитат и монтажной техники, интонационным сближением разных жанровых и тематических сфер. Симбиоз возникает на базе имитации стилевой модели эпохи, жанра или конкретного композиторского стиля, создаёт нечёткость разделения авторского/чужого, их неконфликтное взаимодействие. Смешение элементов разных типов полистилистики (нередкое в рамках одного произведения) обусловило особенности жанровой специфики, драматургии и формы сочинений Владимира Мишле. Жанры и формы музыки XVIII века (вариации, рондо, сюита, фантазия, прелюдия, фуга, концерт) соответствуют авторскому пониманию полистилистики как пространства соединения разных эстетических позиций и музыкальных языков. Сонатная форма и симфонический метод развития многих произведений композитора выступают носителями игровой драматургии музыки классиков. Неконфликтный диалог (главное событие и атрибут игровых систем) сонатных композиций Гайдна, Моцарта и полистилистика Владимира Мишле оказываются в поле единых способов кодирования музыкальной информации, актуализируют игровое начало как возможность выражения неоднозначной (полистилистической) интерпретации мира.

Ключевые слова: композиторы России, Владимир Мишле, полистилистика, коллаж, аллюзия, цитата, стилизация, пародия, quodlibet, игровая логика, сонатность


Полный текст:

PDF

Литература


Vartanova E. I. Logika sonatnykh kompozitsiy Gaidna i Mozarta [The Logic of the Structure of Haydn’s and Mozart’s Compositions in Sonata Form]. Saratov: Saratov Conservatory Press, 2003. 24 p.

Vishnevskaya L. A. O muzyke Vladimira Mishle [About the Music of Vladimir Mishle]. Muzika i vremya [Music and Time]. 2013, No. 3, pp. 41–42.

Evdokimova Yu. K. Mnogogolosie srednevekov’ya. X–XIV vekа [Polyphony in the Middle Ages. The 10th to the 16th Centuries]. Moscow: Muzyka Press, 1983. 454 р.

Sevostyanova L. V. Slovo muzykoveda [The Word of the Musicologist]. Vladimir Mishle. Sergei Polozov. Sochineniya dlya strunnogo kvarteta [Compositions for String Quartet]. Saratov, 2012. P. 5–10.

Chigareva E. I. Polistilistika [Polystylistics]. Teoriya sovremennoy kompozitsii [The Theory of Contemporary Composition]. Moscow: Muzyka Press, 2005, pp. 431–449.

Schnittke A. G. Polistilisticheskiye tendentsii v sovremennoy muzyke [Polystilistic Trends in Contemporary Music]. Kholopova V., Chigaryeva E. Alfred Shnitke: ocherk zhizni i tvorchestva [Alfred Schnittke. A Sketch of his Life and Musical Oeuvres ]. Moscow: Sovetskiy kompozytor, 1990, pp. 327–331.

Shul’gin D. I. Priznaniye Edisona Denisova [Acknowledgement of Edison Denisov]. Moscow: Kompozytor Press, 1998. 437 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.083-088

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.