Первый фортепианный концерт Г. Гасанова и проблемы национального композиторского стиля

Natalia V. Sypalo

Аннотация


Статья посвящена сочинению Г. А. Гасанова, с которым связано рождение профессиональной композиторской школы Дагестана. Первый фортепианный концерт рассматривается как творческая лаборатория, отражающая закономерности процесса интеграции локально-этнического и универсально-европейского в образовании национальной композиторской школы. Возникающий на основе диалога двух культур феномен билингвизма исследуется в ракурсе теории интертекстуальности, обоснованной М. Г. Арановским.

Лежащий в основе Концерта особый вид диалогового отношения своего и чужого интерпретирован с позиций доминантности установок европейского логоцентризма, что проявлено в деривации (или трансформации) структурных моделей фольклорного материала. Следование композитора аксиоматике типовых музыкальных форм, а также синтаксическим нормам европейской культуры отражено в воспроизведении того типа музыкального дискурса, который соответствует высшему завоеванию европейского инструментализма – симфонической драматургии. Её логика обосновывается в статье с помощью категориальной триады Всеобщее– Единичное–Особенное, открывающей глубинную структуру внутреннего сюжета произведения. Она уточняет процесс индивидуации (К.-Г. Юнг) композитора в особой модели этнической самоидентификации: достижении синтеза Всеобщего и Единичного в стадии Особенного, стирающего различия между своим и чужим. Обретение Особенного, осуществлённого через поиски укоренённости Единичного во Всеобщем, отражает некую сверхзадачу любого национального композиторского стиля.

Ключевые слова: Готфрид Гасанов, музыкальная культура Дагестана, фортепианная музыка, этноцентризм, интертекстуальность, билингвизм


Полный текст:

PDF

Литература


Abdulayeva M. Sh. Kul’tura Dagestana v usloviyakh globalizatsii: edinstvo v mnogoobrazii [The Culture of Dagestan in the Conditions of Globalization: Unity in Diversity]. Makhachkala: Aleph, 2013. 274 p.

Abdulayeva M. Sh. Lokal’no-religioznye universalii v traditsionnoy kul’ture Dagestana [Local Religious Universals in the Traditional Culture of Dagestan]. Fol’klor v kontekste kul’tury: mat. Vtoroy Vseros. nauch. konf. [Folklore in the Context of Culture. Proceedings of the Second Russian Scholarly Conference]. Dagestan State Pedagogical University, 2011, pp. 66–67.

Aranovsky M. G. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor Press, 1998. 343 p.

Belozer L. P. Sintez traditsiy narodnoy i professional’noy muzyki v fortepiannykh sonatakh kompozitorov Kazakhstana [The Synthesis of Folk and Classical Musical Traditions in the Piano Sonatas of Kazakh Composers]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2, pp. 18–22.

Garipova N. F. Intonatsionnaya leksika kuraya v tematizme fortepiannykh sochineniy bashkirskikh kompozitorov [The Intonational Vocabulary of the Kurai as a Means for Conveying the National Color in the Themes of Piano Works by Bashkir Composers]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2008, No. 1, pp. 150–157.

Drozhzhina M. N. Molodye natsional’nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal’nogo iskusstva XX veka: dis… d-ra iskusstvovedeniya [Young National Schools of Composition of the East as a Phenomenon of the Art of Music of the Twentieth Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Novosibirsk, 2005. 346 p.

Korobova A. G. Sud’ba fenomena i ponyatiya “zhanr” v muzykal’noy kul’ture noveyshego vremeni [The Destiny of the Phenomenon and Concept of “Genre” in the Musical Culture of the Contemporary Times]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 1, pp. 223–237.

Rudichenko T. S. Traditsionnaya muzykal’naya kul’tura v sovremennom mire [Traditional Musical Culture in the Contemporary World]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2, pp. 23–28.

Khannanov I. D. Muzyka Sergeya Rakhmaninova. Sem’ muzykal’no-teoreticheskikh etyudov [Music by Sergei Rachmaninoff. Seven Musical and Theoretical Etudes]. Moscow: Kompozytor Press, 2011. 287 p.

Yakubov M. A. Gotfrid Alievich Gasanov kak osnovopolozhnik dagestanskoy professional’noy kul’tury. Tipologicheskoe issledovanie: avtoref. dis. … kand. Iskusstvovedeniya [Gottfried Aliyevich Gasanov as the Founder of the Professional Culture of Dagestan. Typological Studies: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1986. 25 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.067-074

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.