Синтезирующие процессы в историческом развитии мюзикла: 1910–1960-е годы

Elena Yu. Andrushchenko

Аннотация


В статье формулируется проблема «универсальной» дефиниции мюзикла как музыкально-театрального жанра. Автором отмечается неразрывная связь сущностных черт мюзикла с его исторической эволюцией, в которой ключевая роль принадлежит разнообразным синтезирующим процессам. По мнению исследователя, синтезирующая природа мюзикла прослеживается на уровне сюжето- и жанрообразования, музыкальных стилей и стилевых компонентов ещё в 1920-е годы. Конкуренция с другими разновидностями легкожанрового театра (опереттой, ревю, водевилем, менестрельным театром и т. д.), а также с музыкальным кинематографом способствовала ускоренному восприятию и претворению мюзиклом различных новаций. Как показательные образцы преломления синтезирующих процессов автор трактует мюзиклы Дж. Керна («Плавучий театр»), Дж. Гершвина («О тебе я пою»), Р. Роджерса («На пуантах»), Л. Бернстайна («Вестсайдская история»), Л. Барта («Оливер»), Дж. Ньюли («Остановите мир, я хочу сойти»), а также «Кармен Джонс» Р. Беннета. Мюзикл успешно преодолевал рамки этнокультурной ограниченности, вступая в продуктивные взаимодействия с театральными и музыкально-исполнительскими традициями Старого Света. Благодаря соответствующим взаимодействиям в исторической перспективе намечалась постепенная смена художественных приоритетов – европеизация мюзикла явилась мощным стимулом к открытию новых перспективных направлений в данной сфере музыкального театра. Характеристика исторического развития жанра по десятилетиям позволяет выявить специфику и направленность синтезирующих тенденций вплоть до 1970–1980-х годов – кульминационного момента в «биографии» мюзикла, утвердившегося на лидирующих позициях в сфере музыкального театра.

Ключевые слова: история мюзикла, легкожанровый музыкальный театр, американский мюзикл, английский мюзикл


Полный текст:

PDF

Литература


Akopyan L. O. Myuzikl [The Musical]. Muzyka XX veka: entsiklopedicheskiy slovar’ [20th Century Music: Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 2010, pp. 366–367.

Bushuyeva S. K. Myuzikl [Musical]. Iskusstvo i massy v sovremennom burzhuaznom obschestve [The Art and the Masses in Modern Bourgeois Society: Compilation of Articles]. Moscow, 1989, pp. 170–193.

Kampus E. Yu. O myuzikle [On the Musical]. Leningrad: Muzyka Press, 1983. 128 p.

Mond O.-L. Dzherom Kern – otets amerikanskogo myuzikla [Jerome Kern, the Father of the American Musical]. Muzykovedenie [Musicology]. 2011, No. 4, pp. 16–20.

Mond O.-L. Irving Berlin: populyarnaya pesnya i muzykal’nyy teatr [Irving Berlin: Popular Song and Musical Theatre]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2011, No. 6, pp. 30–33.

Muzykal’naya kul’tura SShA XX veka [Musical Culture of the USA in the 20th Century: Tutorial Manual]. Edited by M. V. Pereverzeva. Moscow: Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory, 2007. 480 p.

Myuzikl [The Musical]. Muzykal’nyy slovar’ Grouva [The Grove Concise Dictionary of Music]. Edited and supplemented by L. O. Akopyan. The 2nd edition. Moscow, 2007, pp. 594–595.

Sysoyeva A. V. Opredeleniye zhanrovoy tipologii amerikanskogo myuzikla 20-kh godov XX veka v serii postanovok «Printsess-teatra» v 1915–1918 gg. [The Definition of Genre Typology of the American Musical of the 1920s in the “Princess Theatre” Series of Performances in 1915–1918]. Teatr. Zhivopis’. Kino. Muzyka [Theatre. Painting. Cinematography. Music: Collected Research Articles]. Issue 1. Moscow, 2004, pp. 344–367.

Tushintseva I. A. “Net povesti pechal’nee na svete…” (“Vestsaydskaya istoriya”) [“For Never Was a Story of More Woe...” (“West Side Story”)]. Muzykal’naya zhizn’ [Musical Life]. 2010, No. 8, pp. 42–46.

Tushintseva I. A. Tak li prost myuzikl? K problematike zhanra [Is Musical Really So Simple? Concerning the Problems of the Genre]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2015, No. 1, pp. 94–101.

Khanish M. O pesnyakh pod dozhdyom [On Songs in the Rain]. Moscow: Raduga Press, 1984. 155 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.058-066

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.