Образ фатума в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского как носитель личностного катастрофизма

Grigory R. Konson

Аннотация


Предмет исследования в статье – отношение Чайковского к религии как выражению Бога, фатума (судьбы), воплотивших его мировосприятие, пронизанное личностным катастрофизмом. Научная новизна заключается в аналитическом ракурсе, позволившем выявить те стороны творчества композитора, которые ранее музыковедами замечены не были. Они проанализированы здесь с позиции «Чайковский – мыслитель», рассмотренной сквозь призму психолого-философской рефлексии композитора, раскрывающейся в его письмах и дневниковых записях, а также в музыке. Автор статьи приходит к выводу, что шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта» послужила не программой к созданию одноименной увертюры-фантазии Чайковского (как укоренилось в отечественном музыкознании), а лишь первоначальным импульсом, который композитор полностью переосмыслил. В основе мироотношения Чайковского, как и содержания данного произведения, лежит противоречие между его чувством страха перед Богом и вместе с тем – стремлением к единению с ним. Конкретным доказательством авторской концепции в анализе увертюры-фантазии служит тема хорала, в которой исследователь выявляет семантику скрытой агрессии и противопоставленной ей одинокой души. Исследование феномена личностного катастрофизма вследствие проблемных отношений с Богом в условиях тенденций общественного кризиса моральных ценностей является задачей необычайно актуальной. В изучении заявленной темы использован метод целостного анализа художественного текста с опорой на эпистолярное наследие композитора и его высказывания.

Ключевые слова: П. И. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Бог, церковь, фатум, хорал, жизнь и смерть, катастрофизм, художественный образ


Полный текст:

PDF

Литература


Alschwang A. A. P. I. Chaykovskiy [P. I. Tchaikovsky]. Moscow: Muzyka Press, 1967. 928 p.

Asafyev B. V. Simfonicheskie etyudy [Symphonic Etudes]. Edited and withan introductory by article E. M. Orlova. Leningrad: Muzyka Press, 1970. 264 p.

Berberova N. N. P. I. Chaykovskiy [P. I. Tchaikovsky]. St. Petersburg: Limbus Press, 1997. 256 p. (The Library of Alexander Belonenko). URL: http:// belousenkolib.narod.ru. (29.09.2015).

Vygotsky L. S. Psihologiya iskusstva [Psychology of Art]. Edited by V. V. Ivanov; Commentaries by L. S. Vygotskiy, V. V. Ivanov. Moscow: Iskusstvo, 1968. 576 p.

Dni i gody P. I. Chaykovskogo: letopis’ zhizni i tvorchestva [The Days and Years of P. I. Tchaikovsky: the Chronicle of Life and Art]. Compiled by E. Zaydenshnur, V. Kiselev, A. Orlova, N. Shemanin; Edited by V. Yakovlev. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1940. 744 p.

Dombrauskiene G. N. Metatekst protestantskogo khorala: semioticheskiy kontinuum v muzykal’noy kul’ture Zapada i Vostoka: monografiya [The Meta-text of the Protestant Chorale: the Semiotic Continuum in the Musical Culture of the West and East: Monographic book]. 2nd edition. Vladivostok: Admiral G. I. Nevelsky Maritime State University 2014. 328 p.

Kantor V. K. O kodakh tsivilizatsii [About the Codes of Civilization]. Tsivilizatsii [Civilizations]. Issue 2. Moscow, 1993. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/Article/Kant_KodCiv.php. (16.05.2013).

Keldysh Yu. V. Chaikovskiy. «Romeo i Dzhul’etta» [Tchaikovsky. “Romeo and Juliet”]. URL: http:// belcanto.ru/tchaikovsky_romeo.html. (20.07.2015).

Korabelnikova L. Z. Dukhovnaya muzyka [Tchaikovskogo] [The Sacred Music of Tchaikovsky]. URL: http://www.tchaikov.ru/dukhovnaya.html. (20.07.2015).

Mukhin A. P. Moral’ v usloviyakh chrezvychaynykh situatsiy i katastrof: teoreticheskiy i empiricheskiy urovni analiza problemy: dis. … d-ra filosof. nauk [Morality in Emergencies and Disasters (The Theoretical and Empirical Levels of Analysis of the Issue): Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophy] St. Petersburg: St. Petersburg State University, 1997. 323 p. URL: http://www.dissercat. com/content/moral-v-usloviyakh-chrezvychainykh-situatsii-i-katastrof-teoret-i-empir-urovni-analiza-probl. (29.09.2015).

Pribegina G. A. Pyotr Il’ich Chaikovskiy [P. I. Tchaikovsky]. Moscow: Muzyka Press, 1983. 192 p. (Library Series).

Ryzhkin I. Ya. Shestaya simfoniya Chaikovskogo [The Sixth Symphony of Tchaikovsky]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1946, No. 2–3, pp. 102.

Sollertinskiy I. I. Pikovaya dama [The Queen of Spades]. Kriticheskie stat’i [Critical Articles]. Edited and with an Introductory Article by M. Druskin; Compilation and Comments by I. Beleckiy. Volume 2. Leningrad: Muzgiz, 1963, pp. 35–43.

Tumanina N. V. Chaikovskiy. Velikiy master: 1878–1893 [Tchaikovsky: The Great Master: 1878– 1893]. Executive Editor B. M. Yarustovskiy. Moscow: Nauka, 1968. 488 p.

Khoral [Chorale]. Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Editor-in-Chief Yu.V. Keldysh. Volume 6. Moscow, 1982, column 42–44.

Tsukkerman V. A. Vyrazitel’nye sredstva liriki Chaykovskogo [The Expressive Means of Tchaikovsky’s Lyricism]. Moscow: Muzyka Press, 1971. 248 p.

Chaikovskiy P. I. Pis’mo k N. F. fon Mekk ot 23 noyabrya/5 dekabrya 1877 goda. № 54 [Tchaikovsky P. I. Letter to N. von Meck, dated November 23/December 5, 1877, no. 54]. URL: http://www.tchaikov.ru/1877-054. html. (14.08.2015).

Chernyshevsky N. G. Esteticheskie otnosheniya iskusstva k deystvitel’nosti [The Aesthetic Relation of Art to Reality]. Sobr. soch.: v 5 t. T. 4: Stat’i po filosofii i estetike [Collected Works in 5 Volumes. Volume 4: Articles on Philosophy and Aesthetics]. Compiled and Edited by Yu. S. Melentyeva. Moscow: Pravda, 1974, pp. 5–117.

Shekspir V. Romeo i Dzhul’etta [Shakespeare W. “Romeo and Juliet”]. Poln. sobr. soch.: v 10 t. [Complete Works in 10 Volumes]. Volume 3. Translation by B. Pasternak. Moscow: Alkonost; Labirint, 1994, pp. 161–278.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.4.015-024

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.