Художественный образ: параллели живописи и музыки М. К. Чюрлёниса

Liudmila P. Kazantseva

Аннотация


В статье предпринят сравнительный анализ групп живописных и музыкальных произведений Микалоюса Константинаса Чюрлёниса на одну тему («лес», «море»), свидетельствующий о том, что прямого соответствия картины и музыкального произведения не получается. Анализ показывает, что Чюрлёнис тонко ощущает достаточную «музыкальность» картин и безопасную для музыки «зримую» иллюстративность. Бесспорно, думается, взаимопроникновение музыки и живописи в целом ряде аспектов. Так, музыкальность в картинах опознаётся в использовании некоторых жанров (сонаты, симфонии, фуги, прелюдии), композиций (сонатно-симфонического цикла, фуги), приёмов формообразования (имитация), драматургии («полифоническая» многоплановость). Правомерно говорить и об изобразительности в музыке, имея в виду влияние жанра (суховатую «графичность» мелодического рисунка, мягкую «акварельность» инструментальных миниатюр), технику (отточенную линеарность). Анализ же образности и тематики показал другое – в этом отношении искусства довольно автономны. Потому, говоря о «музыкальности картин» и «живописности музыки», следует отдавать себе отчёт в том, где и как именно проявляются эти качества. На основе сопоставления становится ясным, что интуитивные чувствования «музыкальности» и «живописности» в родственных видах искусства имеют под собою почву, однако прямые аналогии неправомерны.

Ключевые слова: Чюрлёнис, музыкальная живопись, «лес» и «море» в творчестве Чюрлёниса


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Landsbergis V. V. Tvorchestvo Churlyonisa (Sonata vesny) [Čiurlionis’ Oeuvres (“Sonata of Spring”)]. 2nd publication. Leningrad: Muzyka Press, 1975. 280 p.

Karatygin V. G. Poeziya idey. Pamyati khudozhnika-kompozitora M. K. Churlyonisa [The Poetry of Ideas. In Memory of Artist and Composer M.K. Čiurlionis]. Teatr i iskusstvo [Theater and Art]. 1912. No. 18, pp. 377–380.

Ostroumova-Lebedeva A. P. Avtobiograficheskiye zapiski. 1900–1916 [Autobiographical Notes. 1900–1916]. Moscow; Leningrad: Iskusstvo, 1945, p. 109.

Makovsky S. K. M. K. Churlyonis [M. K. Čiurlionis]. Apollon. 1911. № 5, p. 23.

Chudovskiy V. A. M. K. Churlyonis (otryvki) [M. K. Čiurlionis (Extracts)]. Apollon. 1914, No. 3, p. 20.

Ivanov V. I. M. K. Churlyonis i problema sinteza iskusstv [M. K. Čiurlionis and the Issue of Synthesis of the Arts]. Sobr. soch.: v 4 t. [Collected Works in 4 vol.]. Under the editorship of D. V. Ivanov and O. Deshart. Bruxelles: Foyer Oriental Chrétien, 1979. Vol. 3, pp. 151–152.

Citation from: Landsbergis V. V. Op.cit. P. 83.

Many works of Čiurlionis have variants of names.

Etkind M. H. Mir kak bol’shaya simfoniya [The World as a Great Symphony]. Leningrad: Iskusstvo, 1970, p. 14.

See: Fedotov V. M. Muzykal’nye osnovy tvorcheskogo metoda M.K. Churlyonisa: avtoref. dis. … kand. isk. [Musical Fundamental Concepts of M. K. Čiurlionis’ Creative Method: Thesis for Dissertation for Phd of Arts]. Petrozavodsk, 1996. 28 p.

Kazantseva L. P. Osnovy teorii muzykal’nogo soderzhaniya [Fundamentals of the Theory of Musical Content]. Astrakhan: Volga, 2009. 367 p.

Mieželaitis E. B. Mir Churlyonisa [The World of Čiurlionis]. Mieželaitis E. B. Kontrapunkt [Counterpoint]. Moscow: Izvestiya, 1971, pp. 442.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.063-072

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.