Трилогия Б. Нильсона «Brief an Gösta Oswald» в контексте художественных исканий авангарда 1950–1960-х годов

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


В статье рассматривается одно из лучших вокальных сочинений шведского композитора-авангардиста Бу Нильсона – трилогия «Brief an Göta Oswald». Автор анализирует тексты Йёста Освальда, а также тип вокального письма, проводя параллели с «Le Marteau sans maîre» Пьера Булеза и «Il canto sospeso» Луиджи Ноно.

Основными свойствами текстов являются ассоциативность, смысловая многозначность, господство свободного стиха, отказ от пунктуации. Уже названия выявляют типичную для Освальда технику аллюзий, основанную на ассоциативной контаминации. Для Нильсона в равной степени оказываются важны как семантико-поэтическая сторона текста, так и фонизм шведского языка.

Вокальный стиль демонстрирует многообразие способов интонирования: силлабическое пение, мелизматика, вибрация, речевые звуки на фиксированной и нефиксированной высоте. Отказ от высотно-континуального звучания и вербального значения в завершении «Mächentotenlieder» и «En irrande son» автор статьи интерпретирует в символическом ключе как метафору смерти. С булезовским циклом трилогию роднят инструментарий (важная роль альтовой флейты), рафинированность звукового колорита, стиль вокального письма, поэтика смерти, наконец, тексты, наполненные сюрреалистскими образами и видениями. В кантате «Och visaren i hans…» Нильсон прибегает к методам фонетического анализа, и способ работы обнаруживает влияние вокальной техники Ноно. Опираясь на приём фонической «подсветки» и не разрушая семантического уровня текста, композитор достигает особого музыкально-смыслового стереофонизма.

Ключевые слова: Бу Нильсон, музыкальный авангард, шведская музыка, современная вокальная музыка, «Brief an Göta Oswald» Бу Нильсона


Полный текст:

PDF

Литература


Kirillina L. V. Luidzhi Nono [Luigi Nono]. ХХ vek. Zarubezhnaya muzyka: ocherki i dokumenty. Vyp. 2. [The 20th Century. Music from Outside Russia. Essays and Documents. Issue 2]. Moscow: Muzyka Press, 1995, pp. 11–57.

Krishtaliuk O. А. Khudozhestvennye funktsii kul’turnykh paradigm v «Lunnom P’ero» A. Shenberga: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Artistic Functions of Cultural Paradigms in Schoenberg’s “Pierrot Lunaire”: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2004. 29 p.

Okuneva E. G. Kompozitor-avangardist Bu Nil’son: zabytyi «genii iz Mal’mbergeta» [Composer- Avant-Gardist Bo Nilsson: The Forgotten “Genius from Malmberget”]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2 (9), pp. 200‒204.

Stravinskii I. F. Dialogi [Dialogues]. Leningrad: Muzyka Press, 1971. 416 p.

Holm B. Gösta Oswald: hans liv och verk och hans förbindelse med det svenska 40-talet. Stockholm: Bonnier, 1969. 392 p.

Laaban I. Bo Nilssons Scener. Nutida Musik 13, 1964‒1965, No. 1, pp. 2–6.

Nilsson A. Om Gösta Oswalds författarskap och Bo Nilssons Brief an Gösta Oswald. Nutida Musik 33, 1986‒1987, No. 3, pp. 35–41.

Nilsson B. Collage från stendammets stad . Ord och Bild 70, 1961, pp. 384‒387.

Oswald G. Skifter II: En privatmans vedermödor. Rondo. Stockholm: Atlantis, 2000. 337 p.

Rying M. Det finns saker och ting som man inte talar om. Nutida Musik 16, 1972-1973, No. 3, pp. 34‒36.

Valkare G. Brief an Gösta Osvald, Drei Szenen, Stunde eines Blocks. Nituda Musik 37, 1994, No. 2, pp. 74–75.

Valkare G. Bo Nilsson. Stockholm: Atlantis, 2010. 232 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.3.024-032

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.