Воплощение панегирической темы в музыке викториальных торжеств эпохи Петра I («Виватная сюита»)
Аннотация
Статья посвящена формам церковной и светской музыкальной культуры в России на рубеже XVII–XVIII вв. Автор определяет принципы взаимодействия двух ветвей культуры в музыке «викториальных» торжеств, рассматривая их на основе образцов «буслаевского» рукописного сборника кантов XVIII века – «Виватной сюиты». Решаются задачи анализа и сравнения богослужебных и светских текстов, выявления принципов объединения кантов, «виватов», «осанн» и «многолетий» в композицию.
Ключевые слова: сюита, «викториальные» торжества, богослужебные песнопения, рукописные памятники
Полный текст:
PDFЛитература
Vasil'eva E. E., Lapin V. A. K chitateljam i pevcam // Russkie kanty ot Petra Velikogo do Elizavety Petrovny. – SPb., 2002. – S. V–XVI.
Grebenjuk V. P. Panegiricheskie proizvedenija pervoj chetverti XVIII v. i ih svjaz' s petrovskimi preobrazovanijami // Panegiricheskaja literatura petrovskogo vremeni. – M., 1979. – S. 5–96. – Russkaja staropechatnaja literatura (XVI – pervaja chetvert' XVIII v.).
Dileckij N. P. Idea grammatiki musikijskoj / publ., per., issled. i komment. Vl. Protopopova. – M.: Muzyka, 1979. – (Pamjatniki russkogo muzykal'nogo iskusstva. T. 7).
Dilec'kij, N. P. Horovi tvori / upor., red., vstup. st. ta koment. N. O. Gerasimovoï-Persids'koï.– Kiïv: Muzichna Ukraїna, 1981.
Kopylova V. S. Ot sostavitelja // Izbrannye russkie kanty XVIII veka: dlja hora bez soprovozhdenija / sost. V. S. Kopylova. – L.: Muzyka, 1983. – S. 3–6.
Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii poveleniem gosudarja Nikolaja Pavlovicha sostavlennoe. Pervoe sobranie: s 1649 po 12 dekabrja 1825 goda. V 46 t. T. 6: 1720–1722 g. / pod red. M. M. Speranskogo. – SPb.: Tipografija II Otdelenija sobstvennoj Ego Imperatorskogo velichestva Kanceljarii, 1830.
Findejzen N. F. Ocherki po istorii muzyki v Rossii s drevnejshih vremen do konca XVIII veka. – M.; L.: Muzgiz, 1928. – T. 1: S drevnejshih vremen do nachala ΧVIII v.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.