Понятие «плагальность» в современном музыкознании

Evgeny A. Pinchukov

Аннотация


Понятия автентический и плагальный, сложившиеся в средневековой теории лада, в 19 веке приобрели функционально-гармоническое значение. Понятие автентический связывается с доминантовым отношением, а плагальный – с субдоминантовым (автентическая и плагальная каденции), что соответствует традиции, восходящей к учению Рамо о proportion triple и Basse fondamentale. Однако стремление осмыслить творческий опыт композиторов-романтиков порождает тенденцию к трактовке этих функциональных категорий исходя из приоритета линеарных связей. В 20 столетии автентический всё чаще ассоциируется с восходящим вводным тоном, тогда как плагальный – с нисходящим, хотя и менее уверенно. Мыслимые как атрибуты тонального контекста, они не получают равноценного статуса, так как наша обычная тональность – система автентическая. Ей противостоят собственно плагальные лады, несущие специфический плагальный этос и основанные на фригийских и хроматических структурах (включая фригийскую и церковную каденции). Их радикальные формы европейский слух склонен воспринимать как чуждые, экзотические, как «другое».

Следовательно, существуют автентический и плагальный принципы ладообразования, которые репрезентируют надтональный уровень отношений. Рецепция таких представлений в качестве концептуальной модели формирует новые измерения в понимании устройства тональности и картины её эволюции.

Ключевые слова: плагальная система, нисходящий вводный тон, церковная каденция iv-I, фригийская каденция vii-I, полууменьшённый [септаккорд] как пенультима


Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.