Синтаксическая организация тематизма бассо-остинатных жанров в ансамблевых сочинениях западноевропейского барокко

Irina V. Alexeyeva

Аннотация


В статье на примере анализа взаимодействия нижнего и
верхнего тематических пластов в ансамблевых сочинениях
барокко изучается смысловая организация полифонического
текста. Специфика их вертикального и горизонтального со-
подчинения показывается в контексте знаковых для эпохи
западноевропейского барокко жанров пассакалии, чаконы и
граунда, образующих единый род basso ostinato. Определя-
ется участие сложившихся в ансамблевой музыке барокко
универсальных диалогических моделей continuo – solo и tutti
– solo.
Организация тематических пластов рассматривается на
материале бассо-остинатных жанров ансамблевой музыки
композиторов Г. И.-Ф. Бибера, Д. Букстехуде, А. Вивальди,
Г. Пёрселла. Названные процессы изучаются в контексте трио-
сонат, пьес, а также инструментальных интермедий-балетов,
сцен, вступлений или заключений в операх и драматических
представлениях. Выявляются несовпадение синтаксических
цезур, асинхронность процессов интонационного развёртыва-
ния тематических пластов, ритмическая комплементарность,
имитационные переклички и перéчение голосов, нивелиро-
вание кадансов, сопоставления разных по плотности и тем-
бровому наполнению сегментов текста и многое другое. Через
исследование взаимодействия тематических пластов обозна-
чаются наиболее общие для инструментальной и специфи-
ческие для ансамблевой музыки художественные тенденции
развития и эволюции полифонического тематизма.

Ключевые слова: полифонический тематизм, ансамбле-
вая музыка, basso ostinato, западноевропейское барокко


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseyeva I. Tematizm basso-ostinatnykh zhanrov v instrumental'noy muzyke zapadnoevropeyskogo barokko [Thematicism of the Basso Ostinato Genres in the Western European Baroque Instrumental Music]. Laboratory for Musical Semantics. Ufa: Ufa State Academy of Arts, 2005. 298 p.

Alekseyeva I. Basso-ostinato i ego rol' v tekstovoy organizatsii instrumental'noy muzyki zapadnoevropeyskogo barokko: issledovanie [The Basso Ostinato and Its Role in the Textual Organization of Western European Baroque Instrumental Music: A Research Work]. Ufa State Academy of Arts. Ufa: Gilem Press, 2013. 304 p.

Byalyy I. Iz istorii fortepiannogo trio. Genezis i stanovlenie [From the History of the Piano Trio. Genesis and Formation]. Moscow: Muzyka Press, 1989. 94 p.

Gordeyeva E. Muzykal'naya leksikografiya smyslovykh struktur v klavirnykh urtekstakh I. S. Bakha: dis. … kand. iskusstvovedeniya [Musical Lexicography of the Semantic Structures in J. S. Bach’s Clavier Urtext Scores: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2010. 263 p.

Epishin A. Ispolnitel'skie metamorfozy trio-sonaty [Performing Metamorphosis of the Trio Sonata]. Starinnaya muzyka. Praktika. Aranzhirovka. Rekonstruktsiya: mat. nauch.- prakt. konf. MGK im. Chaykovskogo [Early Music: Practice Arrangements. Reconstructions: Texts of Presentations from a Musicological Conference, Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory]. Moscow, 1999, pp. 147–157.

Zeyfas N. Concerto grosso v tvorchestve Gendelya [The Concerto Grosso in the Music of Handel]. Moscow: Muzyka Press, 1980. 80 p.

Kirichenko P. Semanticheskie aspekty raboty ispolnitelya s muzykal'nym tekstom (na primere klavirnykh proizvedeniy XVII– XVIII vv.): dis. … kand. iskusstvovedeniya [Semantic Aspects of the Performer’s Work with the Musical Text (on the Example of Works for Clavier from the 17th and 18th Centuries): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2002. 250 p.

Kuznetsova N. Tvorcheskoe vzaimodeystvie ispolnitelya s muzykal'nym tekstom (na primere instruktivnykh sochineniy I. S. Bakha dlya klavira): dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Creative Interaction of the Performer with the Musical Text (on the Example of the Instructional Works of Johann Sebastian Bach for Clavier): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2005. 261 p.

Medushevskiy V. O muzykal'nykh universaliyakh [On the Musical Universals]. S.S. Skrebkov: Stat'i i vospominaniya [S. S. Skrebkov. Articles and Memoirs]. Moscow, 1979, pp. 176– 212.

Preisman E. Kamernyy orkestr kak yavlenie v muzykal'noy kul'ture XVII–XX vekov [The Chamber Orchestra as an Original Phenomenon in the Musical Culture of the 17th-20th Centuries]. Krasnoyarsk, 2002. 352 p.

Sitdikova F. Skripichnyy tekst v sol'nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Violin Musical Text in Solo and Ensemble Works of Western European Baroque Composers: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Ufa, 2012. 321 p.

Stogniy I. O konstruktivnoy funktsii smyslovykh oppozitsiy v muzykal'nom proizvedenii [On the Constructive Function of Semantic Oppositions in Musical Compositions]. Voprosy poetiki i semantiki muzykal'nogo proizvedeniya: sb. nauch. tr. [Issues of Poetics and Semantics of Music: Collection of Musicological Papers] Russian Gnesins’ Music Academy. Moscow, 1998. Issue 144, pp. 26–38.

Shaymukhametova L. Dialogi-etyudy v rabote ispolnitelya s muzykal'nym tekstom (na primere fortepiannykh proizvedeniy zapadnoevropeyskikh kompozitorov XVII–XVIII vv.) [Dialogues-Sketches in the Performer’s Work with the Musical Text (on the Example of the Piano Works of Western European Composers of the 17th and 18th Centuries)]. Laboratory for Musical Semantics, Ufa State Institute of Arts. Ufa, 2003. 25 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.