Гармоника в творчестве первых композиторов Башкирии (на примере сочинений М. М. Валеева)

Rashida G. Sagadeyeva

Аннотация


Автор обращается к проблеме внедрения в башкирскую
национальную культуру ручной гармоники, характерной
особенностью которой является басо-аккордовый аккомпа-
немент. Произведения Масалима Валеева – первого пред-
седателя Башкирского отделения Союза композиторов Рос-
сии – впервые рассматриваются с позиций выявления роли
гармоники в его творчестве. Исполнительский анализ ряда
сочинений (музыки к драматическим спектаклям «Хакмар»,
«Черноликие», фортепианных пьес «Пиццикато», «Полька»)
свидетельствует о владении композитора игрой на гармонике
(баян, гармонь-тальянка), а также влиянии конструктивных
особенностей гармоники на фактурную организацию инстру-
ментальных сочинений. Гармонику (баян) можно считать
основным фактором освоения башкирскими композиторами
академической культуры многоголосия.

Ключевые слова: гармоника, баян, инструментальные
сочинения Масалима Валеева


Полный текст:

PDF

Литература


Atanova L. P. Valeev M. [Valeev M.]. Kompozitory i muzykovedy Bashkortostana: Ocherki zhizni i tvorchestva [Composers and Musicologists of Bashkortostan: Essays on their Lives and Works]. Ed. E. R. Skurko. Ufa, 2002, pp. 54–56.

Atanova L. P. Masalim Valeev [Masalim Valeev]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo [Bashkir Book Publ.], 1970. 28 p.

Valeev M. M. Pesni [Songs]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo [Bashkir Book Publ.], 1958. 72 p.

Valeev M. M. Fortepiannye proizvedeniya [Piano Compositions]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo [Bashkir Book Publ.], 1988. 65 p.

Gaysin G. A. Garmonika i ee raznovidnosti v muzykal'noy kul'ture Kazakhstana (k probleme vzaimodeystviya natsional'nykh kul'tur): avtoreferat dis. … kandidata iskusstvovedeniya [The Accordion and its Varieties in the Musical Culture of Kazakhstan (Concerning the Issue of Interaction of National Cultures): Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1986. 157 p.

Davydova E. M. Gabyashy S. [Gabyashy S.]. Kompozitory i muzykovedy Bashkortostana: ocherki zhizni i tvorchestva [Composers and Musicologists of Bashkortostan: Essays on their Lives and Works]. Ed. E. R. Skurko. Ufa, 2002, pp. 63–66.

Davydova E. M. Ibragimov Kh. [Ibragimov Kh.]. Ibid., pp. 100–102.

Drozhzhina M. N. Molodye natsional'nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal'nogo iskusstva XX veka: avtoreferat dis. … doktora iskusstvovedeniya [Young National Schools of Composition of the East as a Phenomenon of 20th Century Musical Art: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Novosibirsk, 2005. 346 p.

Imkhanitskiy M. I. Istoriya bayannogo i akkordeonnogo iskusstva [History of the Art of Playing the Bayan and Accordion]. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 2006. 520 p.

Imkhanitskiy M. I. Istoriya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh [History of Performance on Russian National Instruments]. Moscow: RAM im. Gnesinykh, 2002. 352 p.

Lebedinskiy L. N. Bashkirskie narodnye pesni i naigryshi [Bashkir National Songs and Folk Tunes]. 2nd edition. Moscow: Muzyka Press, 1965. 246 p.

Lebedinskiy L. N. Kompozitory Bashkirii [The Composers of Bashkiria]. Мoscow: Muzfond, 1955. 37 p.

Onegin A.E. Azbuka bayanista [The Alphabet of the Bayan Performer]. Moscow: Muzgiz, 1963. 80 p.

Poletaev A.I. Pyatipal'tsevaya applikatura na bayane (pravaya klaviatura) [Five-Manual Fingering on the Bayan (Right Keyboard)]. Moscow: Soyuz Kompozitorov, 1962. 28 p.

Pieces for Bayan by Bashkir Composers. (In Russian). Ed. K. Yu. Rakhimov, comp. R.V. Sal’manov. Ufa: Bashk. kn. izd-vo [Bashkir Book Publications], 1965. 96 p.

Rakhimov R. G. Faktura bashkirskoy instrumental'noy monodii [The Texture of the Bashkir Instrumental Monody]. Ufa: Uzoritsa, 2001. 130 p.

Sultan Gabyashy [In Russian]. URL: http://www.kazan. ws/cgi-bin/people/print.pl (25.02.2013).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.