Семантический синкретизм гимна «Allein Gott in der Höh’ sei Ehr» («Песнь ангелов») и принцип декорирования инициала средствами музыкального языка

Galina N. Dombrauskiene

Аннотация


Статья посвящена специфике образования мелодики ранних
протестантских хоралов. Автор утвержает необходимость
исследования музыкальной синестезии, типичной для худо-
жественного мышления эпохи Возрождения. Аналитическая
процедура показана в статье на примере гимна Николауса
Дециуса «Allein Gott in der Höh’ sei Ehr» (1522): мелодия хо-
ральной темы раскладывается на «единицы значения» и ви-
зуализируется с помощью схемы и диаграммы. Использован
распространённый в эпоху Возрождения метод «зеркальной
закольцовки» для получения визуального контура хораль-
ной темы. Таким образом выявляется символический пат-
терн гимна. Подобное явление встречается также в практике
initialis – декорирования заглавной литеры, с которой начи-
нался текст книги, глава или абзац, и где символически от-
ражалась основная идея.

Ключевые слова: протестантизм, протестантский хорал,
музыка Возрождения, музыкальная синестезия, семантиче-
ский синкретизм, музыкальная религиозная символика


Полный текст:

PDF

Литература


Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. Kanonicheskiye. Text Sinodalnogo Perevoda. (1876 g.) [The Bible. The Books of the Holy Scripture of the Old and New Testament. The Canonical Books. The Text of the Synod Translation. 1876]. Moscow: Russkoye Bibleyskoye Obshchestvo [Russian Biblical Society], 2000. 1533 p.

Goncharenko S. S. Zerkal’naya simmetriya v muzyke: (Na materiale tvorchestva kompozitorov XIX i pervoy poloviny XX v.). [Mirror Symmetry in music (on the Basis of Music by Composers of the 19th and First Half of the 20th Century)]. Novosibirsk: Novosibirsk State Conservatory Press, 1993. 234 p.

Dombrovskiy A. Iskusstvo pervoy bukvy: gotika i renessans [The Art of the First Letter: Gothicism and Renaissance]. Nauka i zhizn’ [Science and Life], 2008, no. 10, pp. 66–72.

Kolyadenko N. P. Sinestetichnost’ muzykal’no-khudozhestvennogo soznaniya: Na materiale iskusstva XX veka: dis. ... doktora iskusstvovedeniya [Synesthesia of Musical and Artistic Consciousness. On the Material of 20th Century Art: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Novosibirsk, 2006. 491 p.

Kuznetsova E. A. Istoriya izucheniya fenomena sinestezii: avtoref. dis. ... kand. psikhologicheskikh nauk [The History of Study of the Phenomenon of Synesthesia: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts diss.]. Kazan’, 2005. 193 p.

Nikitin M. V. Osnovaniya kognitivnoy semantiki [The Foundations of Cognitive Semantics]. St. Petersburg: Russian State Pedagogical University Press, 2003. 277 p.

Norden Rudolf F. Simvoly i ikh znacheniya [Symbols and their Meanings]. Translation from English. St. Petersburg: Fond “Lyuteranskoe Nasledie” Press, 2000. 64 p.

Filippova G. N. Uzual’naya i okkazional’naya sinesteziya v sovremennom nemetskom yazyke: dis. … kand. filologicheskikh nauk [Usual and Occasional Synesthesia in the Modern German Language: Candidate of Philological Sciences diss.]. Arkhangel’sk, 2010. 157 p.

Galeyev B. M. Chto takoe sinesteziya: mify i real’nost’ [What is Synesthesia: Myths and Realities]. URL: http:// prometheus.kai.ru/mif_r.htm (Accessed 9.05.2012).

Reshetnyak L. V. Zerkal’naya simmetriya i “zazerkal’e” zagadochnogo kanona Arnol’da Shenberga [Mirror Symmetry and the “Through the Looking Glass” Domain of Arnold Schoenberg’s Enigmatic Canon]. URL: http://www.ash1iay.m/ main/texts/palindrom/pal22.htm (Accessed 16.06.2012).

Die Bible. Oder die ganze Heilige Schrift des Alten und Neuen Testaments nach der deutschen Ubersetzung von Dr. Martin Luther. Ausgabe 1912. Verlag Friedrich Bischoff GmbH – Frankfurt am Main. 1646 s.

Evangelisches Kirchengesangbuch: Ausgabe fur die evangelisch-lutherischen Kirchen Nidersachsens. Mit Lektionar. – Hannover, 1958. 814 s.

Wikimedia Foundation, Inc. URL: http://ru.wikipedia. org (Accessed 9.05.2012).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.